Окружной суд Манхеттена принял в понедельник решение удовлетворить иск информационного агентства Bloomberg и обязать Федеральную резервную систему раскрыть информацию о размерах и условиях предоставления финансовой помощи на 2 триллиона долларов
 
 
 
Окружной суд Манхеттена принял в понедельник решение удовлетворить иск информационного агентства Bloomberg и обязать Федеральную резервную систему раскрыть информацию о размерах и условиях предоставления финансовой помощи на 2 триллиона долларов
Архив NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Окружной суд Манхеттена принял в понедельник решение удовлетворить иск информационного агентства Bloomberg и обязать Федеральную резервную систему раскрыть информацию о размерах и условиях предоставления финансовой помощи на 2 триллиона долларов.

Федрезерв - американский Центробанк - отказывался предоставлять запрошенные информагентством данные на том основании, что их публикация может вызвать панику и бегство клиентов из банков и финансовых компаний. получавших государственную помощь, что может подорвать их стабильность и вызвать очередную разрушительную волну финансового кризиса.

Однако судья Лоретта Преска посчитала, что конституционный Акт о праве на информацию важнее, чем угроза финансовой стабильности страны. Граждане - они же налогоплательщики - имеют право знать, как тратят их деньги люди, которых они сами выбрали для управления страной.

Показательно, что беспрецедентным это решение никому в голову называть не приходится - ни независимость суда, ни конституционные принципы под сомнение не ставятся, даже если речь идет о финансовой стабильности страны.

Более того, можно не сомневаться, что в случае, если в распределении этих двух триллионов будут обнаружены хоть какие-то нарушения или злоупотребления (про "откаты" и говорить нечего), это повлечет за собой грандиозный скандал, парламентские слушания, громкие отставки, а то и тюремные камеры.

С российскими реалиями даже сравнивать как-то неловко. Для того, чтобы представить себе, как информационное агентство выигрывает суд у Банка России в районном суде - например, Басманном или даже Конституционном - нужно слишком живое воображение.

Впрочем, дело не только и даже не столько в информации, которая доступна российским налогоплательщикам, а в том, какую она имеет силу.

Взять ту же историю с конкурсом на покупку мебели Министерством внутренних дел, в рамках которого предполагается приобрести золоченую кровать из массива европейской вишни, декорированную ручной резьбой.

Или историю с туалетными ершиками по 13 тысяч рублей для резиденции губернатора Санкт-Петербурга. Или десяток-другой аналогичных историй, которые появились в прессе только в последнее время.

Информация эта есть, она опубликована и открыта, и российских налогоплательщиков. Но это мало кого заботит, не исключая и тех чиновников, которые в этих сообщениях фигурируют.

И дело вовсе не в "политической пассивности" российских налогоплательщиков, а в том кардинальном отличии принципов "суверенной демократии" и "вертикали власти" от принципов, на которых основана демократия нормальная, существующая безо всяких национальных колоритов.

В США или Великобритании чиновники постоянно помнят (а если забывают, им немедленно напоминают), чей хлеб они едят и чьими деньгами распоряжаются. Это заставляет не только как огня бояться коррупционных скандалов, но и стараться максимально экономно и эффективно тратить государственные средства. Наказывается не только воровство, но и непрофессионализм, следствием которого будет, как минимум, поражение на следующих выборах и лишение должности.

В России главная угроза чиновнику - вышестоящее звено "вертикали", а воровство или вопиющая некомпетентность - удобны, поскольку позволяют не слишком мучиться с поиском повода для замены вышедших из милости чиновников новыми фаворитами. Управлять страной так, наверное, проще - на верхушке "вертикали" виднее. Но результаты этого управления получаются слишком уж разрушительными.

Неэффективность и неконкурентоспособность этой системы в полной мере проявила себя лишь в период кризиса, когда поток лившихся в страну нефтедолларов - даже не иссяк - прервался на время, а чиновничество оказалось не слишком компетентным и эффективным, чтобы решить эту проблему.

Причем, дело тут не в конкретных людях, которые занимают те или иные посты, а в системе их мотивации и ответственности. К российской экономике и процессам, которые в ней происходят это имеет непосредственное отношение.

Именно эту системную неэффективность и неконкурентоспособность следует назвать одной из основных причин технологической отсталости России, на которую так любит посетовать президент Медведев. Нынешний кризис стал весьма красноречивым свидетельством провала проекта "принудительной модернизации" - одной из основ пресловутой "путиномики", которой исполняется 10 лет.