По данным Минсельхоза, ежегодно внутри страны потребляется 75 миллионов тонн зерна
 
 
 
По данным Минсельхоза, ежегодно внутри страны потребляется 75 миллионов тонн зерна
Архив NEWSru.com

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

Правда, ответственные лица из правительства, периодически радостно докладывающие об этом достижении перед телекамерами, предпочитают скромно умалчивать о том, что снижение темпов роста цен - отнюдь не их достижение. Не результат эффективной борьбы с монополиями и не показатель возрастающей рыночной конкуренции, а всего-навсего результат кризисного падения производства, продаж и платежеспособного спроса.

Впрочем, для населения в любом случае куда комфортнее жить при инфляции в 6-8%, чем при вдвое большей. Однак аномальная летняя жара, похоже, способна перечеркнуть и эти наши слабые надежды: велика вероятность того, что достаточно высокая инфляция вновь вернется уже осенью, а "локомотивом" роста цен выступит зерно.

"Дефицита продовольствия из-за засухи не будет, как не будет и резкого роста цен на него", - в последнее время эту фразу как мантру твердят ответственные правительственные лица: Владимир Путин, Виктор Зубков, Елена Скрынник.

В первую очередь, они пытаются убедить общественность в том, что, несмотря на обильную засуху, охватившую едва ли не треть регионов России, с зерном проблем не будет и урожая вполне хватит. Однако цифры не слишком подтверждают этот тезис. По данным Минсельхоза, ежегодно внутри страны потребляется 75 миллионов тонн зерна. На начало нынешней недели собрано 25 миллионов тонн, а еще 24 миллиона тонн есть в запасе - на сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих предприятиях России (вместе с 9,5 млн тонн интервенционного фонда).

Глава ведомства Елена Скрынник уверена, что в конце концов будет собрано 85 млн тонн. Большинство независимых экспертов считают эту цифру явно завышенной: даже если сверхжаркий июль сменится сравнительно прохладным августом, выжженные зноем поля уже не восстановишь. Соответственно, в лучшем случае удастся наскрести те самые 75 млн тонн. И это при том, что в 2009 году в России было собрано 97 млн тонн, в 2008 году - 108 млн.

Конечно, при таких раскладах сохранить существующий уровень цен на зерно и зерновую продукцию практически нереально. Собственно, эти цены уже пошли в рост: на мировом рынке они достигли 6 долларов за бушель (27 кг). Пшеница не стоила так дорого с июня 2009 года. А за ценой на зерно пошла вверх и цена муки. Сейчас тонна пшеничной муки высшего сорта стоит в России в среднем 7900 рублей против 6800 рублей за тонну еще 10 дней назад. В некоторых российских регионах уже наблюдались некоторые ценовые всплески, которые в правительстве заклеймили словом "спекулятивные". Ответственный за урожай первый вице-премьер Виктор Зубков надеется сбить эту самую спекулятивную волну за счет зерновых интервенций, которые начнутся в августе.

Конечно, зерновые интервенции должны помочь, но вряд ли радикально. В связи с этим уместно вспомнить, что рост цен на продовольствие, вызванный природными катаклизмами (правда, тогда - заграничными), российская экономика испытала совсем недавно - в конце 2007 года. Тогда мировые цены на зерно удвоились за полгода, на пике доходя до небывалых 600 долларов за тонну, - тот же рост с лагом в 3-4 месяца повторили и российские цены. И в том году вместо рекордно низкой инфляции в нашей стране осенью произошел ее взлет.

Нынче вполне возможно повторение того же самого сценария: вряд ли у правительства, располагающего дефицитным бюджетом, хватит ресурсов, чтобы сдержать ценовой всплеск. Наверное, все его силы будут брошены на то, чтобы не допустить заметного подорожания хлеба - продукта стратегического, а в преддверии выборного года - и политического. До недавнего времени хлеб почти не дорожал. Так, за год - июнь к июню - рост составил только 1,4%. Сейчас можно ожидать роста, по крайней мере, еще на 10-15%, считают независимые эксперты.

Впрочем, одним только хлебом ценовые неприятности не ограничатся: ведь зерно для продовольственных товаров играет такую же роль, как бензин для промышленных. Его стоимость входит практически во все остальные товары этой группы. Зерно является частью кормов крупного рогатого скота, что приводит к росту цен на мясо, молоко и молочную продукцию. Кроме того, зерно является непосредственной частью хлеба, макарон, кондитерских изделий и даже алкоголя.

То есть, рост цен на зерно способен взвинтить стоимость продовольствия точно так же, как удорожание бензина автоматически сказывается на росте цены всех промышленных товаров (ведь в их себестоимость обязательно входят транспортные расходы). Собственно, именно такой ценовой виток мы и наблюдали в конце 2007 года. И сейчас призрак инфляции снова упорно маячит впереди.