Правительство готовится списать или реструктурировать налоговые долги оборонпрома на десятки миллиардов рублей
 
 
 
Правительство готовится списать или реструктурировать налоговые долги оборонпрома на десятки миллиардов рублей
Вести

ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":

Правительство готовится списать или реструктурировать налоговые долги оборонпрома на десятки миллиардов рублей. Эта вынужденная мера - очередное свидетельство плачевного состояния российского ОПК и рискованности ставки на оборонку как на главный локомотив инновационного роста российской экономики.

Два федеральных чиновника, знакомых с ходом обсуждения вопроса, подтвердили газете "Ведомости", что соответствующий проект постановления уже подготовлен Минфином и в ближайшее время будет внесен на рассмотрение правительства. По словам одного из них, речь может идти о списании и рассрочке налоговых долгов предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на общую сумму до 100 млрд рублей - такая возможность предусмотрена законом о бюджете на текущий и два последующих года.

Собственно, с проблемами по размещению ГОЗ в 2011 году эксперты в основном и связывают появление налоговых недоимок. Главная причина, по которой они возникли, тоже хорошо известна - затянувшиеся споры по цене закупаемых в рамках ГОЗ вооружений между предприятиями ОПК и Минобороны, которые привели к задержке с подписанием соответствующих контрактов и их оплаты. Часть вины, по мнению аудиторов Счетной палаты, лежит и на существующей системе контрактации, из-за чего освоение выделяемых средств осуществляется "крайне неэффективно и по непрозрачным схемам".

Как известно, спасти прошлогодний ГОЗ от срыва не удалось даже несмотря на вмешательство в "спор хозяйствующих субъектов" лично Владимира Путина. Исполнение гособоронзаказа будет сорвано и в этом году, не сомневается Алексей Кудрин, заявивший об этом еще в январе. По словам экс-министра финансов, в своем нынешнем виде российская оборонная промышленность, представленная "самым большим количеством неэффективных предприятий", просто не в состоянии в полном объеме выполнить задачи, которые перед ним ставят военные.

Проблема еще и в том, полагает Кудрин, что в нынешнем правительстве никто не понимает, как реформировать ОПК. Совершенно естественно, что при своей бывшей должности Кудрин столь яростно сопротивлялся планам премьера Путина влить в программу развития российской оборонки, напоминающей старое дырявое ржавое ведро без ручки, 23 трлн руб. до 2020 года, справедливо высказывая сомнения в эффективности этих трат.

За примерами того, как российский ОПК осваивает огромные бюджеты с мизерным результатом, далеко ходить не надо. Взять хотя бы нашумевшую программу разработки и испытания нового беспилотного летательного аппарата (БЛА), на которую было потрачено 5 млрд рублей. Весной 2010 года в Минобороны официально признали ее провал, подтвердив закупку партии из нескольких десятков аппаратов производства израильской Israel Aerospace Industries (IAI).

Если же масштабировать подобную "эффективность" на размеры российского воровства, то даже ребенку будет ясно, что простым вливанием денег - даже в беспрецедентных для России объемах - задачу подъема отечественного ОПК не решить, зато угробить бюджет страны действительно можно.

Что же делать? Ответ, подсказанный тем же Кудриным, лежит на поверхности - сузить количество и объем решаемых оборонным комплексом задач, сосредоточившись на поддержке наиболее жизнеспособных и эффективных направлений и предприятий. Для этого, по мнению экс-министра, необходимо провести повторную ревизию стоящих перед армией задач и в соответствии с ними проводить реформу вооруженных сил.

Такие направления в России, по счастью, еще есть - производство боевой авиации, вертолетов, средств ПВО. При этом нетрудно заметить, что наиболее продвинутые и конкурентоспособные предприятия ОПК - те, которым сегодня приходится выдерживать мировую конкуренцию. Вывод отсюда напрашивается сам: большая часть российской оборонки (разумеется там, где это возможно) должна быть выведена из тепличных условий вроде гарантированного госфинансирования в рамках ГОЗ и поставлена в условия рыночные. Государству же не возбраняется помочь таким компаниям с привлечением инвестиций, техническим перевооружением и продвижением на рынки.

К слову, именно с изначальной ориентацией на экспорт своей оборонной продукции, за неимением достаточного внутреннего спроса, принято связывать успех израильского оборонного комплекса. Другая его составляющая - мощный приток в страну "мозгов", в том числе из бывшего СССР. Создание системы подготовки и привлечения новых квалифицированных кадров для нового российского ОПК - не менее важная задача, справиться с которой без государства не получится. Но и она не решается банальным увеличением финансирования исследований и ВУЗов.

Иными словами, для решения проблем ОПК требуется комплексная реформа всей экономики и модернизация государства. Надеяться же на то, что в рамках существующей системы российский оборонный комплекс сможет выполнить стоящие перед ним задачи, а тем более стать локомотивом процесса "новой индустриализации" и главным источником "миллионов новых, высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест для образованных граждан", не приходится.