Эпидемия еще толком не началась, а Всемирный Банк уже подсчитал ущерб, который она может нанести миру в случае, если распространение вируса не удастся остановить
 
 
 
Эпидемия еще толком не началась, а Всемирный Банк уже подсчитал ущерб, который она может нанести миру в случае, если распространение вируса не удастся остановить
Архив NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Новости о распространении нового штамма вируса гриппа не сходят с первых полос газет и экранов телевизоров. Мрачные прогнозы предрекают возникновение пандемии, в результате которой может заразиться полтора миллиарда и погибнуть семь миллионов человек. Но даже если этого не проиизойдет, удар по мировой экономике будет нанесен серьезный.

Эпидемия еще толком не началась, а Всемирный Банк уже подсчитал ущерб, который она может нанести миру в случае, если распространение вируса не удастся остановить. Так, если заболевание достигнет масштабов "испанки" 1918 года, то мировая экономика потеряет 3,1 триллиона долларов, сократившись на 4,8% в течение первого года.

Если масштаб пандемии будет сопоставим с азиатской лихорадкой 1957 года, это отнимет 2% мирового ВВП. Если же пандемия будет сравнима с эпидемией гонконгского гриппа, вспыхнувшую в 1968 году, мировой ВВП потеряет 1%.

Остается надеяться, что этого не произойдет, и никакой глобальной пандемии не будет. К сожалению, ущерба для мировой экономики избежать будет не менее, если не более сложно, чем остановить распространение вируса.

По крайней мере, об этом свидетельствует опыт предыдущих эпидемиологических угроз, нависавших над миром в последние годы. Эпидемии коровьего бешенства и птичьего гриппа стоили миллиардов долларов не только производителям говядины и мяса птицы, а также связанной с ними цепочки поставщиков и потребителей, но и нанесли серьезный ущерб мировой туристической индустрии.

Но и это не все. Эпидемии, так или иначе связанные с продуктами питания, неизменно приводили к возникновению торговых барьеров. Вводились они совершенно обоснованно. исходя из заботы о жизни и здоровье граждан. Однако отменялись торговые ограничения далеко не сразу после того, как угроза была устранена. Между тем, именно сокращение международной торговли - одна из самых главных угроз, нависшей над мировой экономикой.

Оба прошлых раза для мировой экономики были не фатальны, несмотря на многочисленные мрачные пророчества, неизменно сопровождавшие начало распространения болезней. Причина такого ограниченного влияния заключается в том, что ни коровье бешенство, ни птичий грипп практически не затронули американской экономики. США, служившие в последние десятилетия главным "локомотивом" глобального роста, неизменно вытаскивали всех остальных.

Сейчас ситуация принципиально иная. Во-первых, эпидемия смертельной болезни началась в разгар кризиса, который единодушно считается самым страшным со времен Великой депрессии. А во-вторых. эпицентр болезни находится в непосредственной близости от США, и там уже есть первые подтвержденные случаи заболевания.

Ростуризм уже рекомендовал туроператоров настоятельно рекомендовать туристам воздержаться от посещения Южной, Центральной и Северной Америки. С аналогичной просьбой обратился к россиянам через информационные агентства и посол Мексики: "Если вы намерены посетить Мехико-сити, мы рекомендуем отложить поездку на срок после 6 мая или же изменить маршрут".

Можно не сомневаться, что все остальные страны выступили с аналогичными рекомендациями. Прогнозы резкого снижения авиаперевозок уже привели к падению котировок акций крупных мировых авиаперевозчиков, а также к резкому падению цен на нефть.

Впрочем, это еще можно было бы пережить. Гораздо хуже то, что США на этот раз придется потратить огромные деньги на локализацию эпидемии и борьбу с ней, поддержку национальных производителей свинины и, не исключено, авиаперевозчиков. В условиях, когда федеральный бюджет и без того вызывает справедливые опасения у рейтинговых агентств и крупнейших кредиторов США - таких как Китай, - новые вынужденные траты могут усугубить ситуацию и перечеркнуть надежду на скорое восстановление. При этом, по оценкам американских экспертов, каждая эпидемия обычного гриппа обходится в сумму от 70 до 110 миллиардов долларов.

И безо всякого свиного гриппа над мировой экономикой нависла угроза второй волны кризиса, которую спровоцируют массовые дефолты предприятий реального сектора и частных заемщиков. В Конгрессе США как раз идет обсуждение вопроса борьбы с нарастающими неплатежами со стороны держателей кредитных карт. Да и результаты стресс-тестов американских банков оказались вовсе не такими радужными, как хотелось бы. Только Bank of America может понадобиться от 60 до 70 миллиардов новых вливаний.

В условиях, когда мировая экономика и без того балансирует на краю новой ямы, даже простая инфекция может оказаться фатальной, не говоря уже о пандемии смертельной болезни.