В ЯНАО осужден оленевод, застреливший менеджеров "Газпрома" в споре о том, кто является "хозяином тундры"
 
 
 
В ЯНАО осужден оленевод, застреливший менеджеров "Газпрома" в споре о том, кто является "хозяином тундры"
Global Look Press

Суд Ямало-Ненецкого автономного округа вынес приговор 22-летнему оленеводу, который участвовал в перестрелке с двумя менеджерами "Газпрома". В итоге сотрудники энергетической компании получили смертельные травмы. Ссора менеджеров с оленеводами началась из-за территории, которую местные жители считали своей родовой вотчиной.

По решению суда оленевод Даниэл Пяк проведет за решеткой 18 лет. Отбывать этот срок он будет в исправительной колонии строгого режима, сообщает официальный сайт управления СК РФ по ЯНАО.

Установлено, что 19 декабря 2015 года в тундровой местности за ГП-3 ООО "Газпромпереработка", в 90 километрах от села Самбург Пуровского района, возник конфликт между пятью мужчинами. В ссоре участвовали менеджеры "Газпромпереработки" (дочерней структуры "Газпрома") Андрей Ходаков и Денис Свистунов, а их противниками стали братья-оленеводы - Денис, Сергей и Даниэл Пяки.

Как потом рассказали оленеводы, они объезжали свои пастбища, когда увидели следы снегохода. По ним братья вышли к охотничьему домику, где встретили энергетиков. Сначала в избушке все пятеро мужчин пили чай, а затем руководящие сотрудники "Газпрома" достали водку. По словам оленеводов, они впятером употребили не больше полулитра спиртного, однако на момент знакомства охотники уже были пьяны.

На фоне пьянки между коренными жителями и приезжими энергетиками начался жаркий спор о том, кто является хозяином тундры и кому конкретно принадлежит избушка, в которой они вместе выпивали, пишет Ura.ru. "Никто не помнит, когда был построен этот домик, но он всегда стоял на земле, которую семья Пяк считает своей", - рассказал Денис Пяк.

В свою очередь, охотники пытались доказать, что земля общая и ямальцы не имеют здесь никаких привилегий.

Со слов Дениса, они с братьями не хотели продолжения конфликта. "Мы уже садились на снегоходы, когда охотники нас окликнули. Только повернулся и почувствовал сильный толчок в руку. Я упал, только помню, что Даниэл крикнул: "Не вставай, убьют", - вспоминал Денис Пяк.

После этого он почувствовал резкую боль в руке и услышал несколько выстрелов. По его утверждению, брат Даниэл стрелял в воздух, а менеджеры находились в 20 метрах от него. При этом было темно, и оленеводам показалось, что охотники вообще успели скрыться в избушке после первых выстрелов.

Когда стрельба закончилась, Даниэл усадил раненых братьев на сани, прицепленные к снегоходу, и доехал до своего чума.

Проверять, умерли ли оппоненты, Даниэл не стал. Его заботило здоровье братьев. А наутро он связался по рации с родственниками, которые вызвали санитарную авиацию. При этом оленеводы ничего не сообщили об инциденте в тундре. Лишь через два дня трупы Свистунова и Ходакова были обнаружены их родственниками, которые отправились на их поиски.

Судмедэксперты пришли к выводу, что Свистунова оленеводы обрекли на мучительную смерть на 30-градусном морозе. Мужчина умер на вторые сутки от потери крови и обморожения. У одного из погибших осталось трое детей, у другого - годовалая дочь.

24 декабря 2015 года Даниэл Пяк был заключен под стражу.

Следователи пришли к выводу, что именно он произвел два выстрела из охотничьего гладкоствольного карабина "Сайга-12К" в область головы и туловища одного менеджера, а также дважды выстрелил в его спутника - в голову и левое бедро.

Ранее выдвигалась и еще одна версия, согласно которой перестрелка началась из-за недоразумения. Один из охотников закидывал ружье на плечо и случайно ударил Даниэла по лицу. Оленевод в ответ выхватил ружье и сломал его. Потом в темноте стали звучать выстрелы.

Сотрудники отдела СК РФ по городу Тарко-Сале возбудили уголовное дело по п. "а" ч.2 ст.105 УК РФ ("Убийство двух лиц"). Оленеводу грозило наказание в виде пожизненного срока лишения свободы.

"Расследование уголовного дела осложнялось тем, что преступление совершено в условиях неочевидности. В ходе предварительного следствия и в судебном процессе осужденный вину не признал и не раскаялся", - отметили в управлении СК РФ. Однако в ведомстве вину Пяка считают доказанной и подтвержденной результатами комплексной судебно-медицинской и судебно-баллистической экспертиз.

Еще в начале расследования руководитель следственного отдела СК РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу Андрей Власов отмел версии о территориальном споре и неприязни на почве ксенофобии. "Никакой информации о том, что это межнациональная рознь, дележ территории или еще что-то, нет", - говорил Власов.

Добавим, что в 2015 году в Пуровском районе резко сократилось поголовье северных оленей, поэтому власти запретили охоту на них.