В пятницу суд штата Вашингтон вынес приговор 38-летнему уроженцу России, проживающему в городе Уошугал (Вашингтон), Евгению Савинскому. Его признали виновным в попытке организовать убийства своей жены и полицейского, а также нападение на прокурора. Однако дальше разговоров дело не пошло, так как к тому времени Савинский уже был арестован за хранение оружия и боеприпасов, сопряженное с неповиновением полицейским. В момент задержания россиянин был постояльцем мотеля города Астория округа Клэтсоп в Орегоне.
По решению окружного судьи Фила Нельсона Евгений Савинский проведет за решеткой как минимум 34 года, прежде чем получит право на условно-досрочное освобождение, пишет местная газета The Daily Astorian. А максимальный срок наказания преступника составит 56 лет.
Как следует из материалов дела, 12 февраля 2012 года Евгений Савинский снимал номер в мотеле Lamplighter в Астории. Поскольку оплаченный им срок проживания истек, в комнату к россиянину пришли сотрудники придорожной гостиницы. Внутри они нашли целый арсенал: патроны для штурмовой винтовки и нечто, напоминающее самодельное взрывное устройство (позже выяснилось, что это была заготовка для глушителя).
Поскольку законы штата Орегон жестко контролируют оборот оружия, на место происшествия вызвали полицию. Блюститель закона Джо Симондс осмотрел номер Савинского и попросил персонал вновь вызвать его, когда постоялец вернется.
В 17:30 полицейскому позвонили из мотеля, и он вернулся туда вместе с напарником Крисом Макнири. Как рассказал Симондс в суде, Савинский сначала не пускал их в комнату и уступил лишь после того, как полицейский достал оружие. При этом россиянин тоже держал в руке пистолет, направленный дулом на стража порядка.
Почувствовав угрозу, Симондс выстрелил и ранил вооруженного русского в запястье. Однако русскому удалось выбежать на улицу и уехать на арендованном им микроавтобусе. Эмигрант уходил от погони на скорости 193 километра в час. Полицейские несколько раз пытались применить так называемые ежи (шипы для прокола шин). В конце концов им удалось спустить воздух из камер двух колес, после чего микроавтобус остановился и Евгений Савинский был арестован.
Через несколько месяцев Савинского изобличили в подготовке новых преступлений. В частности, он пытался заручиться поддержкой сокамерника, чтобы убить полицейского и свою бывшую жену Ольгу Савинскую. Кроме того, злоумышленник собирался покалечить помощника районного прокурора Рона Брауна. По замыслу россиянина, гособвинитель после избиения битой должен был провести остаток жизни в инвалидной коляске. Однако содержание бесед мстительного арестанта стало известно следователям.
В ходе расследования также поначалу считалось, что Евгений Савинский первым стал стрелять в полицейских, однако эта информация не была подтверждена фактами.
В мае коллегии присяжных хватило одного дня, чтобы вынести подсудимому обвинительный вердикт.
На вынесении приговора Евгений Савинский не присутствовал по соображениям безопасности. Однако он следил за происходящим по видеосвязи.
Из всех потерпевших только помощник прокурора Рон Браун требовал сурового наказания для русского эмигранта.
Родители осужденного возмущены суровостью американской Фемиды. "30 с лишним лет тюрьмы только за то, чтобы находиться в отеле. Не было ни стрельбы, ни убийства, только факт присутствия", - говорит Павел Савинский. Он присутствовал на процессе вместе с женой, но сразу покинул зал заседания, когда услышал, к каким срокам приговаривают сына.
Павел Савинский считает, что это проявление дискриминации. И все дело в том, что его сын - русский. При этом отец осужденного с любовью отзывается о Соединенных Штатах и американцах. "Но Астория - это не Америка", - добавил Павел Савинский. По его словам, там все по-другому.
Вместе с тем отметим, что за каждое из двух запланированных покушений Евгений Савинский получил по 10 лет тюрьмы. Это минимальное наказание, предусмотренное законом.
Кроме того, Евгению Савинскому запрещено после освобождения вступать в контакт с бывшей женой Ольгой, прокурорским работником Роном Брауном, а также полицейскими Симондсом и Макнири.
Кстати, в 2001 году Савинский уже был осужден. Тогда ему инкриминировали проституцию.