Кубанская прокуратура требует запретить адвокату потерпевших писать в соцсетях о суде над полицейским, подозреваемым в убийстве школьницы
 
 
 
Кубанская прокуратура требует запретить адвокату потерпевших писать в соцсетях о суде над полицейским, подозреваемым в убийстве школьницы
Фото: Юрий Гречко / Югополис

10 января в Краснодаре краевом суде стартовал судебный процесс по уголовному делу об изнасиловании и убийстве 12-летней школьницы. В этом преступлении подозревается офицер полиции, работавший в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН) Иван Сорокоумов. На первом же судебном заседании представитель гособвинения попросил суд запретить представителю потерпевших освещать ход разбирательства, публикуя посты в социальных сетях в интернете.

О попытке прокуратуры засекретить позицию адвоката и помешать распространению информации о процессе написал на своей страничке в Facebook адвокат "Зоны права" Александр Попков. Он и представляет интересы потерпевших на судебном процессе.

"Первым же ходатайством прокурор попросил суд как-то ограничить твитор и рот адвоката Попкова, - написал защитник (орфография сохранена). - Дескать, всякие там СМИ берут непроверенные слухи у всяких там адвокатов, а вот есть официальные пресс-службы суда и прокуратуры, там пусть и получают информацию".

Отметим, что своим заявлением представитель прокуратуры парадоксальным образом выступил на стороне защиты. Адвокаты подсудимого "живо поддержали оппонента и сказали, что очень обидно видеть в интернетах и даже газетах "утечку информации" по делу".

Подсудимый Сорокоумов также пожаловался, что даже по радио в СИЗО передали о начале суда. Это его крайне расстроило, поскольку может "повлечь давление".

Александр Попков в ответ заявил, что любые попытки запретить ему писать о процессе в соцсетях являются нелепыми и незаконными, поскольку "в деле очевиден публичный интерес".

"А ограничения, накладываемые наличием несовершеннолетних потерпевших, мне и так понятны и учтены. Все потерпевшие меня поддержали и выразили доверие", - добавил Попков.

Суд в итоге просто разъяснил всем присутствующим нормы об ограничениях, накладываемых на распространение информации в таких случаях.

Александр Попков считает, что позиция защиты в данном случае продиктована желанием добиться сравнительно мягкого приговора. Если внимание общества к процессу будет притуплено - российская Фемида, возможно, проявит большую благосклонность к предполагаемому педофилу.

С учетом признания вины Сорокоумов может получить "по-тихому" срок меньше пожизненного, полагает адвокат потерпевших. Хотя характер обвинений позволяет назначить ему "пожизненное плюс 80 лет".

При этом адвокат Попков недоумевает, чем руководствуется надзорное ведомство в своих действиях. "Позиция прокуратуры мне совсем непонятна. И каких-то иных объяснений, кроме как претензии на монополию свободы слова, не вижу", - заключил представитель потерпевшей стороны.

Полицейский неоднократно насиловал детей, шантажируя их отправкой в детдом

23-летний инспектор ПДН младший лейтенант Иван Сорокоумов был задержан после того, как вечером 31 августа 2015 года в городе Горячий Ключ пропала 12-летняя Света С.

Как было установлено, полицейский Сорокоумов, приехав с работы в 20:30, увидел в своем дворе трех девочек в возрасте четырех, шести и 12 лет. Света и ее сестры играли в песочнице, и младший лейтенант поинтересовался, почему они так поздно гуляют на улице, а затем предложил отвезти их домой.

Девочки, увидев человека в полицейской форме, согласились на его предложение. Кроме того, Света была знакома с Иваном.

Когда полицейский привез их к дому, из автомобиля успели выйти только две младшие сестры. А старшую Свету офицер решил изнасиловать. Страж порядка увез школьницу прочь от дома, предложив заняться сексом. Когда же девочка отказалась и начала плакать, педофил испугался разоблачения. Он отвез Свету на пустырь возле станицы Саратовской и убил тремя ударами биты по голове.

Труп страж порядка сбросил с высокого берега в реку Псекупс, а потом вернулся в отдел, где незамедлительно подключился к поискам пропавшей школьницы (к тому времени мама Светы, Светлана Галимова, уже обратилась в полицию).

Разыскные мероприятия продолжались до 5:00 1 сентября. Потом Сорокоумов дежурил вместе с коллегами на школьной линейке, посвященной Дню знаний.

Когда младшего лейтенанта Сорокоумова заподозрили в убийстве, его пригласили на допрос в отдел полиции Горячего Ключа. До позднего вечера полицейский отрицал свою причастность к пропаже девочки, но в итоге сознался в содеянном.

В рамках расследования были установлены личности еще двух девочек, которые пострадали от рук Ивана Сорокоумова. В частности, 15-летняя Вероника рассказала, что неоднократно подвергалась жестоким сексуальным надругательствам со стороны полицейского, курировавшего ее семью.

Инспектор курировал школьницу с 2014 года. Он регулярно приезжал к ней с проверками и увозил девочку из школы под предлогом профилактической беседы. В один из таких плановых визитов, нанесенных по долгу службы, инспектор забрал Веронику от родственников и по дороге домой, шантажируя, изнасиловал ее в машине.

"Это было, когда я была у тети. Он меня забрал, увез, и у нас так все получилось, - говорила Вероника. - Это было не добровольно. Он сказал, что заберет меня от матери в детский дом, если я не соглашусь. А я туда не хотела".

По словам Вероники, полицейский насиловал ее дважды - в начале февраля и в марте.

По словам девочки, Сорокоумов не только пугал школьницу, но и бил ее кулаком по рукам и ногам во время секса, а также оскорблял.

"Когда я возмущалась, мол, что вы себе позволяете, он кричал мне: "Заткнись, тварь!" - добавила Вероника.

После издевательств Сорокоумов отвез школьницу домой, взяв с нее обещание, что она будет молчать. После убийства другой школьницы Вероника согласилась рассказать о пережитых страданиях.

По словам матери Вероники, о полицейском-насильнике она ничего не знала. "Никто из нас, родителей, не знал об этом, - говорила Татьяна. - Моя Вероника боялась об этом сказать и до сих пор бы молчала, если бы его не "закрыли". Она не рассказала об этом даже родной сестре".

Установлено, что инспектор неоднократно навещал своих подопечных по ночам. Младший лейтенант приезжал к пострадавшей 15-летней девочке домой в пьяном виде и до утра пил кофе, не желая уходить и требуя, чтобы ему привели Веронику для очередной "выездной беседы".

"Он оставался и сидел до утра, пока жена не позвонит", - рассказывала взрослая сестра Вероники, Кристина.

Сорокоумов также склонял к сексу Кристину. "Если не хочешь, чтобы Веронику и брата забрали в детский дом, отработай за них. Переспи со мной, и они останутся", - угрожал инспектор ПДН женщине. Однако Кристина не испугалась и "послала" шантажиста в полицейских погонах.

Кроме того, в марте 2015 года Сорокоумов и его подельник Сергей Калганов познакомились в социальной сети с 14-летней девочкой, которой предложили вступить с ними в половую связь за денежное вознаграждение. В том же месяце Сорокоумов под угрозой помещения девочки в детдом стал понуждать ее к интимной близости. После получения согласия ребенка Сорокоумов вступил в половую связь, пишет "Зона права".

Согласно выводам проведенной психолого-сексолого-психиатрической экспертизы, у Сорокоумова выявлено расстройство сексуального предпочтения в форме педофилии, не исключающее его вменяемости.

Следователи провели более 150 следственных действий, допросили порядка 100 свидетелей, провели 27 судебных экспертиз (в том числе биолого-генетическую, химическую, компьютерную). Объем уголовного дела составил 18 томов.

В адрес ГУ МВД России по Краснодарскому краю, отдела МВД России по Горячему Ключу, департамента образования и науки Краснодарского края, муниципального образования город Горячий Ключ, а также школ, где обучались потерпевшие, были внесены представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

В настоящий момент уже бывшему инспектору ПДН Сорокоумову предъявлены обвинения по всем статьям УК РФ о педофилии: п. "в" и "к" ч. 2 ст. 105 ("Убийство малолетнего, совершенное с целью скрыть другое преступление"), п. "б" ч. 4 ст. 131 ("Изнасилование потерпевшей, не достигшей 14-летнего возраста"), ст. 132 ("Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении лица, не достигшего 14-летия"), ч. 2 ст. 133 ("Принуждение несовершеннолетнего к действиям сексуального характера"), ч. 5 ст. 134 ("Половое сношение с несовершеннолетней, совершенное группой лиц") и ч. 4 ст. 135 ("Развратные действия, совершенные группой лиц") УК РФ.

Отец подозреваемого - подполковник МВД

Иван Сорокоумов - потомственный полицейский, писал ранее "Московский комсомолец". Его семья родом из населенного пункта Гулькевичи, что в 220 км от Горячего Ключа. Семья Сорокоумовых в Гулькевичах на хорошем счету. Мать Ивана Валентина Филипповна - педагог с большим стажем. В последнее время она занимала должность главного специалиста управления образования. Отец Иван Иванович Сорокоумов - подполковник полиции, начинал карьеру в Гулькевичах, а в 2010 году его перевели в Горячий Ключ. На момент задержания сына Сорокоумов-старший работал заместителем главы отдела полиции по оперативной работе.

"Судя по всему, он и устроил отпрыска в полицию", - предположили в "МК".

Известно также, что младший Иван - приемный сын. Его усыновили в грудном возрасте - Сорокоумовы много лет пытались завести собственных детей, но не вышло. В Гулькевичах ходят слухи, что биологические родители Ивана злоупотребляли алкоголем.

В местной администрации пояснили, что Сорокоумов с детства был проблемным ребенком и Валентина Филипповна с ним нахлебалась горя. Мальчик плохо учился, в старшем возрасте пьянствовал и дебоширил. Однако все это не помешало ему устроиться на работу в полицию, где служил отец.