В понедельник Верховный суд Российской Федерации оставил без изменений обвинительный приговор, вынесенный криминальному авторитету из Республики Коми Денису Спиридонову. Его уличили в том, что он украл материалы расследования из кабинета следователя, а потом спустил бумаги в унитаз, что привело к засорению системы канализации следственного изолятора.
За помехи правосудию, дерзкое воровство и уничтожение улик главарь Микуньской ОПГ Денис Спиридонов выплатит 40 тысяч рублей штрафа, сообщает "Право.ру".
Как было установлено судом, 20 июля 2011 года Денис Спиридонов изучал материалы своего уголовного дела в кабинете СИЗО, а когда подошло обеденное время, он, как говорилось в обвинительном заключении, сумел незаметно для следователя вынести том N7. Арестант просто положил дело в папку со своими бумагами.
Так как в этот день видеозапись в кабинете по техническим причинам не велась, недостающего тома никто не спохватился, а бумаги в папке подследственного не вызвали у охраны подозрения.
Вернувшись в свою камеру после обеда и часовой прогулки, Спиридонов отправился в туалетную комнату и спустил бумаги в канализацию. Возможно, никто бы и после этого не хватился пропавших следственных материалов, если бы не чрезвычайные последствия курьезной попытки "замочить в сортире" многомесячный труд российской Фемиды.
Уже вечером того же дня произошел засор канализации, в которой при чистке были обнаружены обрывки листов из злополучного седьмого тома. В результате Спиридонову, обвиняемому в создании Микуньской ОПГ, а также в нескольких эпизодах мошенничества и вымогательства, инкриминировали ч.2 ст.294 УК РФ (воспрепятствование осуществлению правосудия).
Спиридонов неудачно обжаловал этот приговор в Верховном суде Республики Коми, а потом обратился в ВС РФ. По мнению осужденного, изложенному в его кассационной жалобе, он "подвергся преследованию с целью отвести обвинение от следователя, реально утратившего том уголовного дела". В свою очередь его адвокат Олеся Коваленко заявила суду, что на всем протяжении расследования дела нарушались нормы УПК. "Сначала подозреваемого Спиридонова не ознакомили с его правами, затем в течение месяца рассмотрения дела в суде сменились четыре судьи - и был нарушен принцип несменяемости", - заявила она.
В первой инстанции дело слушалось с "явным обвинительным уклоном", считает Олеся Коваленко. Так, Спиридонову предоставили адвоката, представлявшего интересы одного из потерпевших от действий Микуньской банды, а сам обвиняемый по "надуманному предлогу был удален из зала суда". "Дело слушалось в его отсутствие, тогда как он просто активно задавал вопросы свидетелям обвинения и не нарушал регламент заседания", - сказала защитница.
Выступавший следом прокурор пояснил судьям ВС, что на момент рассмотрения дела Спиридонова его "адвокат уже не представлял интересы потерпевшего", а сам криминальный авторитет многократно произносил реплики, суть которых не должна быть известна свидетелям, и был "справедливо удален из зала заседания". "Таким образом, приговор должен быть оставлен без изменения, а жалоба осужденного - без удовлетворения", - заключил государственный обвинитель.
Выйдя из совещательной комнаты, "тройка" судей ВС в составе Магомеда Магомедова, Михаила Шалумова и Татьяны Хомицкой огласила резолютивную часть своего определения: "Оставить приговор без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения".
Дело Микуньской ОПГ
Банда братьев Дениса и Ивана Спиридоновых действовала в городе Микунь Республики Коми. В нее также входили Султан и Денис Альтамировы, Ислам и Адам Годоборшевы и Александр Крисанов. Им инкриминировали совершение двух тяжких и пяти особо тяжких преступлений, связанных с мошенничеством и вымогательством. Все семеро подозреваемых были арестованы.
Лидером Микуньской ОПГ был признан Денис Спиридонов, взятый под стражу в начале 2010 года, писало ранее информационное агентство "БНКоми".
Как следует из материалов дела, в январе 2010 года братья Спиридоновы угрозами заставили жителя Микуни Александра Огородова передать им его автомобиль ВАЗ, причинив этим ущерб в размере 114 тысяч рублей. Они также избили Огородова и сломали ему нос.
Правда, позднее потерпевший заявил на камеру в присутствии адвокатов обвиняемых, что его якобы заставили оговорить братьев Спиридоновых сотрудники ОВД Микуни и местный криминальный авторитет. По его словам, один из тогдашних руководителей отдела лично привез его в больницу, чтобы сделать снимок сломанного носа, и оставил этот снимок у себя.
Нос, заявил Огородов, ему действительно ломали, но еще несколько лет назад. Машину же братья Спиридоновы у него не могли отнять, поскольку незадолго до этого он ее продал в Сыктывкаре.
Как сообщил адвокатам Огородов, такие же показания он дал и в Следственном управлении в Сыктывкаре. Кроме того, он выразил готовность подтвердить их в суде.
Другой криминальный эпизод деятельности банды связан с вымогательством Спиридоновыми у жителя Микуни 130 тысяч рублей за продажу автомобиля. Следователи квалифицируют их действия как мошенничество, поскольку оформлять машину на молодого человека братья якобы не собирались.
По данным оперативников, братья угрожали потерпевшему, приставляя к его виску травматический пистолет.
Адвокаты же бандитов обращают внимание на то, что потерпевший и сам не вполне чист перед законом: в свое время он устроил в местном баре "Светлана" стрельбу из травматического оружия. При этом был ранен один из посетителей, за что суд наказал хулигана штрафом в 20 тысяч рублей.
Мать Спиридоновых и адвокат одного из них Василий Гапоненко были на приеме у министра внутренних дел Республики Коми Анатолия Жуковского. Тот сказал, что знает о расследовании, и обещал разобраться.
Также Василий Гапоненко побывал на приеме у заместителя начальника Следственного департамента МВД РФ Сергея Бородулина. В переданной ему жалобе он указал на ряд допущенных, по его мнению, в ходе следствия нарушений. В частности, в мае 2010 года следователь управления предъявила Ивану Спиридонову постановление о привлечении его в качестве обвиняемого в совершении различных преступлений. При этом следователь не разъяснила арестанту сути обвинения и не допросила его в качестве обвиняемого. В октябре 2010 года постановлением городского суда Сыктывкара действия следователя были признаны необоснованными.
Кроме того, тот же суд признал необоснованными и другие действия следователей, которые неоднократно продлевали срок содержания под стражей без уведомления обвиняемых.