Сотрудники правозащитного центра "Мемориал" требуют возобновить расследование уголовного дела о жестоком и хладнокровном убийстве московской студентки, приехавшей в Дагестан навестить родню Расследование убийства 22-летней жительницы села Нечаевки Кизилюртовского района Дагестана Марьям Магомедовой продолжалось целый год
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Сотрудники правозащитного центра "Мемориал" требуют возобновить расследование уголовного дела о жестоком и хладнокровном убийстве московской студентки, приехавшей в Дагестан навестить родню
RTV International
 
 
 
Расследование убийства 22-летней жительницы села Нечаевки Кизилюртовского района Дагестана Марьям Магомедовой продолжалось целый год
Russia Today
 
 
 
За это время дело дважды направлялось к прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления в суд, однако всякий раз его возвращали под предлогом недостатка улик. В итоге все 12 месяцев, отведенные на предварительное расследование, истекли
Russia Today

Сотрудники правозащитного центра "Мемориал" требуют возобновить расследование уголовного дела о жестоком и хладнокровном убийстве московской студентки, приехавшей в Дагестан навестить родню. По предварительным данным, к преступлению причастны ее родственники по линии отца. А мотивом расправы стало полученное девушкой давнишнее sms-сообщение, которое близкие посчитали позором для всей семьи, сообщается в блоге правозащитной организации.

Расследование убийства 22-летней жительницы села Нечаевки Кизилюртовского района Дагестана Марьям Магомедовой продолжалось целый год. За это время дело дважды направлялось к прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления в суд, однако всякий раз его возвращали под предлогом недостатка улик. В итоге все 12 месяцев, отведенные на предварительное расследование, истекли, и производство было приостановлено в связи с "неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности". Правозащитники полагают, что дело специально спускали на тормозах и разваливали.

Как следует из письма матери убитой Муслимат Магомедовой, она выдала дочь замуж летом 2007 года за ее же троюродного брата по отцу (отец Марьям и мать ее мужа являются двоюродными братом и сестрой). "Как я сейчас понимаю, этот брак был явно навязан ее мужу, который уже лет 15-20 жил и работал в городе Москва. Через год они развелись, объяснив, что не сошлись характерами", - написала в письме правозащитникам Магомедова.

После развода дочь объяснила матери, что "в присутствии мужа на ее телефон поступило sms-сообщение", а потом и звонок от незнакомого ей человека, который признался собеседнице в своих нежных чувствах к ней. Хотя было не ясно, кто позвонил Марьям, но это привело к семейному скандалу и распаду брака.

"Марьям так и не узнала, кто ей звонил, так как больше таких сообщений и звонков не поступало, ее муж или кто-либо еще тоже не предпринял каких-либо мер узнать это", - утверждает мать убитой.

Через некоторое время Муслимат выяснила, что мать ее бывшего зятя распространяет среди родственников слухи, будто причиной развода было аморальное поведение Марьям: дескать, она общалась по телефону с неизвестным и изменяла мужу.

Чтобы избавиться от преследований родственников, Марьям уехала в Москву, где стала работать и учиться на заочном отделении в вузе. Но через два года двоюродный брат Хирамагомед Шамхалов пригласил девушку на свою свадьбу в Дагестан. Она была назначена на 1 августа 2010 года. Это приглашение родственник передал студентке через социальный портал "Одноклассники.ru".

28 июля 2010 года Марьям вместе с сестрой Мадиной приехала из Москвы в Нечаевку. Уже на следующий день Хирамагомед ударил ее по лицу, отобрал у девушки мобильный телефон и потребовал стереть ее страницу на "Одноклассниках".

На свадьбе студентка постоянно чувствовала скрытую угрозу, исходящую от Хирамагомеда Шамхалова и своего дяди Касума Магомедова. А уже через несколько дней она пропала.

5 августа Марьям отправилась на территорию сельской школы, чтобы встретиться с бывшими одноклассниками. Туда же на машине приехали Хирамагомед и Касум. Девушка села к ним в автомобиль, и больше ее живой никто не видел. Звонки встревоженных одноклассников на ее мобильник сначала сбрасывались, а потом телефон студентки и вовсе перестал принимать вызовы.

"Казнь по-родственному"

Мать Марьям два дня не сообщала никому о ее пропаже, так как надеялась, что дочь скоро вернется. "Я не хотела давать людям повод судачить о моей дочери", - пояснила свое бездействие Муслимат.

7 августа женщина сообщила об исчезновении дочери родственникам со стороны отца, и тогда Касум Магомедов стал заверять ее, что найдет девушку без вмешательства правоохранительных органов.

"После этого Касум и его брат Асильдер создавали видимость ее розыска, но, когда я поняла, что они меня обманывают, моя сестра 15 августа рассказала об этом моим братьям, а те обратились в милицию 16 августа", - пишет мать убитой.

Узнав о том, что к поиску студентки подключат милицию, Касум и Асильдер тоже отправились в ОВД "Кизилюртовский". Однако стражи порядка, по утверждению автора письма в "Мемориал", не предпринимали никаких мер по розыску Марьям.

19 августа утром брат Муслимат Газимагомед Муртазалиев, у которого уже были подозрения в отношении Касума и Хирамагомеда, обнаружил на территории сельского кладбища подозрительную свежую могилу без надгробного камня и на значительном расстоянии от других захоронений. Он сразу же сообщил об этом в милицию, но там ответили, что эксперты прибудут на кладбище только на следующий день. Тогда братья Муслимат организовали охрану погоста, о чем стало известно всем родственникам.

В 4:00 Асильдер Магомедов собрал у себя в доме родственников, которым объявил о совершенном убийстве: мол, они "смыли с тухума (рода) пятно позора, которое он по вине Марьям носил больше года". Он предложил перезахоронить тело по обычаям, однако присутствовавший при этом брат Муслимат Муртазали отказался покрывать преступление.

Не дождавшись обещанного приезда работников милиции и судмедэксперта, около 10 часов 20 августа селяне раскопали могилу и обнаружили в ней труп Марьям.

Лишь в 12:30 после неоднократных звонков от родственников потерпевшей на место приехали следователь Кизилюртовского следственного отдела и судмедэксперт. "В тот же день без вскрытия трупа и установления причины смерти Марьям похоронили", - пишет ее мать.

Ни на похоронах, ни в последующие дни Касум Магомедов и Хирамагомед Шамхалов не показывались на глаза Муслимат, хотя до этого делали вид, что вовсю ищут ее дочь.

Долгое и безрезультатное следствие

Лишь 6 сентября, через 17 дней после обнаружения трупа, было возбуждено уголовное дело. А 15 сентября была произведена официальная эксгумация Марьям. Через два дня на допросе Хирамагомед сознался, что 5 августа Касум убил Марьям путем удушения, а затем просил его помочь закопать труп на сельском кладбище. В тот же день уголовное преследование в отношении Шамхалова было прекращено и он освобожден из-под стражи.

29 сентября экспертами установлено, что подъязычная кость Марьям сломана, а 2 ноября эксперты пришли к выводу, что причиной ее смерти действительно стала "механическая асфиксия в результате сдавления органов шеи при удушении".

Несмотря на признания Шамхалова Касум Магомедов даже не был объявлен в розыск. Лишь после жалобы прокурору Дагестана от 11 октября 2010 года на бездействие следователя и ОВД следователь Кизилюртовского МРСО Батырханов вынес задним числом постановление о розыске Касума Магомедова. В тот же день 16 октября предполагаемый убийца был задержан.

Далее следственная машина всячески пыталась спустить дело на тормозах и замять расследование. На сегодняшний день расследование приостановлено за отсутствием подозреваемых, а предполагаемые убийцы разгуливают на свободе.

Отметим, что правозащитники в последние годы отмечают рост числа расправ над женщинами на Северном Кавказе. Чаще всего такая информация приходит из Чеченской Республики. "Однако ни разу нам не было дано право назвать имена погибших и их близких. Раскрытие имен наших анонимных информаторов могло бы привести к новым жертвам", - говорится в пресс-релизе "Мемориала".

Правозащитники считают, что правоохранительные органы не только не расследуют "убийства чести", но даже "вступают в заговор молчания с родственниками, которые таким варварским образом "смывают пятно" со своей семьи". Никто не считает нужным искать убийц женщины, родственники которой распространяли слухи о ее "дурном поведении".

По словам местных правозащитников, власти на Кавказе перестали требовать от правоохранительных органов расследований в случае бессудных "казней". Такое же бездействие наблюдается в случаях с похищением несовершеннолетних девочек и принуждением к браку.

При этом эксперты отмечают, что эти деяния являются тяжкими преступлениями не только по российским законам, но и по нормам шариата.

Сама же Муслимат Магомедова считает, что стражи порядка потворствуют преступникам и по причине коррупции.