Суд Саратовской области вынес приговор трем уже бывшим надзирателям - 41-летнему Вадиму Долгову, 31-летнему Александру Бережнову и 35-летнему Виталию Волдыреву, которых признали виновными в избиении осужденного
 
 
 
Суд Саратовской области вынес приговор трем уже бывшим надзирателям - 41-летнему Вадиму Долгову, 31-летнему Александру Бережнову и 35-летнему Виталию Волдыреву, которых признали виновными в избиении осужденного
Global Look Press

Суд Саратовской области вынес приговор трем уже бывшим надзирателям - 41-летнему Вадиму Долгову, 31-летнему Александру Бережнову и 35-летнему Виталию Волдыреву, которых признали виновными в избиении осужденного.

По решению суда Долгов и Бережнов проведут за решеткой по четыре года, а Волдырев - 3,5 года. Отбывать сроки наказания они будут в исправительной колонии общего режима, сообщает официальный сайт областного управления СК РФ.

Также суд лишил бывших сотрудников ФСИН права занимать должности, связанные с исполнением функций представителя власти, сроком на три года.

Как следует из материалов уголовного дела, 21 ноября 2009 года Долгов, являясь на тот момент заместителем начальника одного из исправительных учреждений Саратова, находился в помещении колонии. Там он "дал указание подчиненным сотрудникам Бережнову, Волдыреву и еще одному неустановленному работнику о незаконном применении насилия к 32-летнему осужденному, прибывшему в колонию для отбывания наказания". Перечисленные надзиратели избили заключенного руками и ногами, нанеся ему удары по различным частям тела.

"В рамках расследования уголовного дела следователями внесено представление на имя начальника УФСИН России по Саратовской области с указанием на необходимость усиления контроля со стороны соответствующих подразделений управления за соблюдением прав и гарантий осужденных", - говорится в пресс-релизе СК РФ.

Уголовное дело "по факту совершения противоправных деяний третьим неустановленным сотрудником исправительного учреждения выделено в отдельное производство".

А Долгову, Бережнову и Волдыреву инкриминировали п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан, совершенное с применением насилия").

Фигуранты уголовного дела о преступлении семилетней давности активно противодействовали следствию, не признали вины и скрывали следы преступления. Однако их все равно удалось изобличить в избиении человека.

Добавим, что осужденные надзиратели работали в ИК-10 на Сокурском тракте. А избиения заключенных в этой колонии уже становились предметом судебного разбирательства, причем с участием международных инстанций.

Так, в декабре 2014 года Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению жалобу глухонемого заключенного Виктора Панова. В ноябре 2009 года после этапирования в ИК-10 его до потери сознания избили осужденные за отказ "положить руку в унитаз и помыть пол в туалете", пишет "Медиазона".

В жалобе Панов отмечал, что один из наносивших удары был начальником секции дисциплины и порядка, а офицер колонии "наблюдал эту сцену и смеялся". Медработник в колонии отказался фиксировать синяки на теле глухонемого осужденного и не положил его в больницу.

На следующий день Панова избили сотрудники колонии за отказ мыть пол: вместо этого он требовал провести медицинское обследование. От побоев мужчина потерял сознание, а когда пришел в себя, не чувствовал правую ногу.

Пытки как норма

Приговор сотрудникам ИК-10 вынесен на фоне скандала вокруг колонии N7 в Карелии, где отбывает наказание Ильдар Дадин, осужденный на три года за нарушения порядка проведения митингов. Дадин передал через своего адвоката информацию, что его и других заключенных подвергают пыткам. Эти данные подтвердили и другие источники - бывшие заключенные ИК-7 и их родственники. Рассказы о пребывании в этом пенитенциарном учреждении были опубликованы информагентством Meduza.

По словам бывшего заключенного Замира Броева, каждого прибывшего в колонию "закрывают в ШИЗО (штрафной изолятор), чтобы показать, куда он попал, даже если не за что". Узников регулярно избивают, по несколько раз в день. Но чтобы довести человека практически до помешательства и попытки самоубийства, не обязательно его бить.

"В ШИЗО есть 14-я камера, - рассказывает другой бывший узник Н. - Между собой заключенные ее зовут "пыточной", хотя там любая камера - пыточная. Но 14-я - самая дальняя, и другие просто не услышат, что там происходит. Когда наступает зима, там выключают отопление, открывают дверь на улицу и оставляют тебя в одних трусах сидеть. Могут вытащить во дворик - 25 градусов мороза, и ты сидишь там часов шесть".

Попасть в ШИЗО и получить штрафные санкции - проще простого. "Тебе надо день так прожить, чтобы не допустить ни мельчайшей провинности, - говорит бывший заключенный М. - Допустим, осужденные идут строем - на работу или на развод, - они не имеют права по сторонам смотреть или улыбаться".

В колониях есть осужденные, которые помогают администрации, - "активисты". Они имеют право дать "двушку" - два часа штрафных работ в выходные. "У меня, бывало, по 30 часов "двушек" набиралось за ерунду: повернулся, улыбнулся, поздоровался, вышел из строя", - добавил М.

Право наказывать других заключенных используется для вымогательства денег, сигарет и продуктов. "Если "активисту" не угодил, он пожалуется администрации, что ты якобы нарушил режим, и тебя отправят в ШИЗО", - заключил М.