Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России предлагает отправлять пожизненно заключенных на работы, пишет "Независимая газета". Эксперты считают, что таким образом надзиратели пытаются сократить количество суицидов в камерах.
Предполагается, что опасные преступники будут трудиться в тех же сферах, где работают остальные заключенные. Они заняты пошивом одежды для Минобороны, деревообработкой, металлообработкой и сортировкой.
До сих пор приговоренных к пожизненному сроку освобождали от необходимости трудиться. Это было сделано в целях безопасности. Для остальных заключенных, уклоняющихся от трудовых обязанностей, предусмотрена материальная ответственность.
По мнению правозащитника Валерия Борщева, возможность трудиться нужна даже пожизненно осужденным. Он привел в качестве примера судьбу бывшего военного Игоря Лисобора, который убил в состоянии аффекта жену и тещу и был приговорен к смертной казни. Когда ввели мораторий на казнь, Лисобор несколько раз пытался покончить с собой в мордовской колонии.
Попытки суицида прекратились лишь тогда, когда мужчине нашли занятие - заказные переводы текстов с английского языка.
Другая проблема связана с тем, что с "воли" в колонии поступает слишком мало заказов, и труд заключенных остается практически невостребованным.
"Каждый приговоренный к пожизненному сроку мечтает получить работу", - говорит член Московской палаты адвокатов Руслан Закалюжный. Только дают ее не ранее чем через 10 лет после начала срока и при условии, что осужденный за это время ни разу не нарушил режим. До рабочего цеха заключенного проводят, согнув в три погибели и с повязкой на глазах. А возле рабочих мест вешают специальные карточки с напоминанием, сколько убийств совершил заключенный.
"Возможность организовать им труд ограничена. Поэтому расширение ФСИН возможностей для организации труда этой категории осужденных является, безусловно, шагом в сторону гуманизации", - добавил Руслан Закалюжный.
Впрочем, некоторые юристы опасаются предоставлять пожизненно осужденным право на созидательную экономическую деятельность. "Они (преступники) знают, что им терять уже нечего - и есть масса примеров, когда заключенные убивали конвоиров или пытались взять их в заложники, чтобы совершить побег", - говорит член Московской коллегии адвокатов "Европа-Азия" Теюб Шарифов.
По его словам, чтобы вывести из камеры одного особо опасного заключенного, требуется присутствие четырех-пяти надзирателей. "Как они будут контролировать их во время работы?" - задается вопросом адвокат.
На сегодняшний день в России функционирует пять исправительных колоний особого режима - "Вологодский пятак", "Полярная сова", "Черный беркут", "Черный дельфин" и "Белый лебедь". В них содержатся около двух тысяч заключенных: серийные убийцы, людоеды, педофилы и террористы. Большинство заключенных отбывают наказание по статье 105 УК РФ (убийство).