Суд Новосибирской области вынес приговор 28-летнему директору автономной некоммерческой организации "Центр реабилитации и профилактики форм негативной зависимости "Твое право на жизнь" Султану Кенжаеву
 
 
 
Суд Новосибирской области вынес приговор 28-летнему директору автономной некоммерческой организации "Центр реабилитации и профилактики форм негативной зависимости "Твое право на жизнь" Султану Кенжаеву
Global Look Press

Суд Новосибирской области вынес приговор 28-летнему директору автономной некоммерческой организации "Центр реабилитации и профилактики форм негативной зависимости "Твое право на жизнь" Султану Кенжаеву. Он признан виновным в том, что незаконно лишал свободы наркоманов и алкоголиков.

"Приговором суда Кенжаеву назначено наказание в виде шести лет и 10 месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима", - сообщает официальный сайт областного управления СК РФ. Установлено, что в период с сентября 2014-го по июль 2015 года Султан Кенжаев, "действуя совместно и согласованно с двумя знакомыми (уголовное дело в отношении них выделено в отдельное производство, поскольку они объявлены в розыск) и неустановленными лицами похищали и незаконно лишали свободы людей, страдающих наркотической или алкогольной зависимостью, путем удержания их в домах, расположенных в поселке Молот Коченевского района Новосибирской области".

Реабилитанты жили в условиях изоляции от общества, причем администрация центра взимала с родственников потерпевших плату за их содержание. При этом похитители-"наркологи" утверждали, что собранные средства тратятся на лечение наркоманов и алкоголиков.

Дома, в которых располагались реабилитационные центры, имели входы, оборудованные дверями с замками. Окна домов были закрыты металлическими конструкциями, что исключало возможность побега. "Система охраны обеспечивала надежную изоляцию лиц, проходящих курсы реабилитации", - отметили в управлении СК РФ.

Кроме того, злоумышленники использовали то обстоятельство, что в центр поступали люди, находившиеся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Их с помощью угроз и избиений сразу же принуждали к подписанию документов, свидетельствующих о якобы добровольном пребывании человека в центре реабилитации.

Родственников наркоманов злоумышленники "вводили в заблуждение, сообщая им об обязательном запрете на общение с близкими", поскольку это якобы может негативно повлиять на курс реабилитации. "Ежемесячная плата за содержание в центрах реабилитации, подконтрольным указанным лицам, составляла 15 тысяч рублей с человека", - сказано в пресс-релизе.

Потерпевшими по делу признаны семь человек, которых ограничивали в передвижении, удерживали взаперти, не выпускали за пределы помещения, пока они не были освобождены сотрудниками УФСБ РФ по Новосибирской области. Пострадавшие являются наркоманами и алкоголиками, проживавшими в различных районах Новосибирской области и за ее пределами.

"Расследование данного дела представляло особую сложность, выражавшуюся в том, что преступления, расследуемые в рамках настоящего уголовного дела, являлись тяжкими, были заранее спланированы и подготовлены, большинство преступлений совершено группой лиц по предварительному сговору, все участники которой до настоящего времени не установлены", - пояснили в следственном ведомстве.

Султану Кенжаеву инкриминировали п. "а" ч. 2 ст. 126 ("Похищение человека"), п. "а" ч. 2 ст. 127 ("Незаконное лишение свободы человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору") УК РФ.

"ГУЛАГ" для алкоголиков и наркоманов

В России на протяжении многих лет существует разветвленная сеть реабилитационных центров, в которых наркоманов и алкоголиков подвергают истязаниям и жесткой эксплуатации. Крупнейшей такой структурой стала образованная в 2008 году благотворительная общественная организация "Преображение России". На пике своего развития она включала в себя около 300 учреждений в 180 городах РФ и еще около десятка филиалов за рубежом.

При этом "Преображение" регулярно попадало в криминальную хронику. Например, в мае 2009 года сотрудник этой организации Евгений Гизя избил одного из клиентов центра в Ленинградской области, который расклеивал объявления "Преображения" в городе, а вернулся в центр нетрезвым и под наркотиками. Удар в печень, нанесенный в боксерских перчатках, оказался смертельным. Гизю посадили в колонию на шесть лет.

В 2010 году началась череда закрытий филиалов "Преображения России". Активизация работы силовиков произошла после того, как один из реабилитационных центров оказался по соседству с домом заместителя прокурора Ленинградской области, а клиент центра съел его собаку, писала Meduza.

15 ноября 2010 года Минюст вынес распоряжение о приостановлении деятельности "Преображения России" после проверки, выявившей факты ведения незаконной предпринимательской деятельности. Как заключило ведомство, организация фактически не занималась реабилитацией, а использовала людей в качестве бесплатной рабочей силы.

Обнаружили у "Преображения" и нарушения финансового и бюрократического толка - например, организация незаконно использовала в своей символике гербы Москвы и других регионов. После того как предписания ведомства "Преображение" проигнорировало, в июне 2011 года Верховный суд РФ принял решение о его ликвидации.

Лидера организации Андрея Чарушникова через несколько лет после этого и вовсе посадили за убийство одного из своих клиентов в Кемерово. В феврале 2004 года он заподозрил его в краже свиней из свинарника и избил черенком от лопаты до смерти. Своим подчиненным он приказал закопать тело на одном из кладбищ села Андреевка Кемеровского района.

После запрета "Преображение" раскололось на несколько более мелких организаций: "Инициатива", "Возрождение", "Благодать", "Твой путь", "Путь преодоления", "Ника", "Берег надежды" и другие.

"Многие из них до сих пор действуют по всей России, в некоторых случаях ими руководят приближенные к Чарушникову люди", - приводила Meduza слова психиатра-нарколога и председателя общественной организации "Матери против наркотиков" в Краснодарском крае Николая Каклюгина.

По его словам, почти все эти центры до сих пор ежемесячно перечисляют 10% прибыли в Кемерово - бывшим руководителям "Преображения России" и лично жене Чарушникова. За регистрацией "трудовых домов" государство по-прежнему не следит, хотя, по мнению эксперта, они должны быть официально зарегистрированы как "общественные некоммерческие организации, осуществляющие социальную реабилитацию лиц в трудной жизненной ситуации".

Как правило, "трудовые дома", которые возникли после "Преображения", занимаются обслуживанием: грузоперевозками, вскапыванием огородов, уборкой территории, вывозом мусора. "Иногда возможно заключение долгосрочных контрактов с супер- и гипермаркетами на обслуживание их территории: вывоз тележек с автостоянок, уборка прилегающей территории, - рассказывает Каклюгин. - Если улыбнется удача и есть связи с крупными строительными компаниями, можно своих "рабов" направлять на ежедневную низкоквалифицированную работу на стройку - подавать кирпичи, вывозить строительный мусор".

Большинство таких организаций соблюдают конспирацию и не афишируют свою деятельность. После массовых проверок они стараются не использовать скомпрометированный термин "реабилитация" и привлекают клиентов лозунгами вроде "Помощь алко- и наркозависимым", "Бесплатно. Бессрочно. Анонимно".

"Ни о какой ресоциализации здесь речи не идет, чтобы реабилитант оставался трезвым - его отправляют в другой регион участвовать в создании или работе такой же организации, в результате чего и возник лавинообразный рост "Преображения России", - говорит правозащитник Каклюгин. - Человек изолирован от внешнего мира, находится под постоянным контролем старших, все время в постоянной круговерти "завтрак - работа - обед - работа - ужин - сон". Раньше была наркоманская "движуха", а теперь суета по поиску работы, новых заказов, развозу работников по местам, снятия оплаты заказов. Отсюда и трезвость, просто замена суеты. Как только он выпадает из этой суеты хоть ненадолго - срыв гарантирован. Получается, пока ты там - ты живой и вроде как трезвый, а если отдельно от организации, снова в наркотиках или алкоголе - и в итоге в тюрьме или могиле".