По заявлению министерства коммерции КНР, Народный банк Китая наряду с несколькими китайскими банками обсуждает возможность заключить соглашения своп с рядом российских банков. По словам директора европейского департамента минкоммерции, заместителя министра Сунь Юнфу, возможность валютного свопа с Россией будет зависеть от итогов пробной программы между Китаем и Россией, в рамках которой компании двух стран получили возможность вести приграничную торговлю, используя национальные валюты России и КНР, пишет газета "Время новостей".
Китайский чиновник не назвал определенных временных рамок заключения российско-китайского соглашения. Валютный своп предполагает договор между центральными банками о получении на короткий срок валюты одной страны в обмен на национальную валюту другой и предусматривает проведение обратной операции в будущем.
Стоит напомнить, что еще в октябре прошлого года, в разгар подготовки к первому саммиту "Двадцатки" российский премьер Владимир Путин публично призвал своего коллегу премьера госсовета КНР Вэнь Цзябао использовать кризис для того, чтобы начать отказываться от доллара во взаимной торговле. "Считаю, что в этих условиях нам следует подумать о совершенствовании системы платежей во взаимной торговле. В том числе за счет согласованного движения к более широкому использованию национальных валют", - заявил российский премьер на Третьем российско-китайском экономическом форуме в Москве.
Китайский премьер тогда отмолчался, не дав однозначного ответа на предложение российского коллеги. Как показало дальнейшее развитие событий, отказ форсировать переход на взаиморасчеты во внешней торговле в национальных валютах, для которого Народный банк Китая и Банк России должны были обменяться рублями и юанями, был со стороны Китая правильным выбором. Девальвация рубля могла нанести огромный ущерб китайскому ЦБ (курс юаня все это время оставался относительно стабильным).
Тем не менее, власти КНР активно продвигают юань в качестве альтернативы доллару в международной торговле. С конца прошлого года Народный банк Китая заключил соглашения о валютных свопах с с Южной Кореей (180 млрд юаней), Гонконгом (200 млрд юаней), Малайзией (80 млрд юаней), Индонезией (100 млрд юаней) и Белоруссией (20 млрд юаней) и Аргентиной (70 миллиардов юаней).
Всего объем предоставленных Народным банком Китая юаней Центральным банкам других стран составил 650 млрд юаней - немногим менее 100 млрд долларов.
Тем не менее, Россия и Китай уже несколько лет осуществляют эксперимент, предполагающий использование национальных валют во взаиморасчетах в приграничной торговле.
Правда, результаты этого эксперимента китайские власти не слишком радуют: представители Народного банка Китая выражают обеспокоенность тем, что львиная доля сделок - 97% - заключается в рублях.
В субботу заместитель министра финансов КНР Ли Юн заявил, что в настоящее время китайская экономика благодаря активной финансовой и свободной монетарной политике в целом стабилизируется и сумеет сохранить беспрецедентный рост. По его словам, китайская финансовая политика базируется прежде всего на расширении правительственных публичных инвестиций и содействии потребительскому спросу.
Многие специалисты допускают, что в скором времени, по мере нарастания экономического влияния Китая, роль юаня значительно возрастет. Согласно прогнозу Международного валютного фонда, "в будущем паритет валютных курсов изменится, и это увеличит вес Китая в мировой экономике".
Согласно опубликованным в понедельник данным, за первое полугодие 2009 года снижение объемов российско-китайского товарооборота составило 37,1% - до 16,2 млрд долларов в стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. При этом объемы российского экспорта сократились на 32,5% (до 7,1 млрд долларов), а импорта - на 40,3% (до 9,2 млрд долларов).
Тем не менее, по стоимостным объемам экспорта из РФ КНР вышла на 4-е место среди торговых партнеров России (в 2007-2008 годах - 7-е место), а доля Китая в российском экспорте достигла 6% (в январе—июне 2008 года - 4,5%). По странам-экспортерам в РФ Китай вышел на первое место среди торговых партнеров России еще в 2008 году (12% всего импорта РФ в первом полугодии 2009 года).