Сделка по размещению облигаций "Роснефти" на 625 миллиардов рублей в декабре была непрозрачной и усилила волатильность на рынке. Такая оценка содержится в большом интервью главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, которое выйдет в журнале Forbes в марте. 3 февраля российское издание журнала опубликовало выдержки из этой беседы, посвященной ситуации в российской экономике и банковской системе, волатильности курса рубля и своевременности перехода к плавающему курсу, а также антикризисным мерам ЦБ.
"Я считаю, что действительно сделка по "Роснефти" была непрозрачная, она была непонятна рынку, и она была дополнительным фактором волатильности на рынке. Но все-таки не основным", - сказала Набиуллина. Глава ЦБ при этом подчеркнула, что опасения о том, что эта сделка обвалит курс, были безосновательны.
"Но тем не менее у рынка возникло недопонимание, и это было фактором, сыгравшим против рубля. На будущее это, конечно, нам урок: надо избегать таких ситуаций", - резюмировала председатель Центробанка.
Напомним, в декабре 2014 года "Роснефть" разместила 14 выпусков биржевых облигаций суммарно на 625 миллиардов рублей, а в январе 2015 года - еще на 400 млрд рублей. Сделка стала рекордной по объемам на российском долговом рынке. Компания установила ставку первого купона по этим выпускам облигаций в размере 11,9% годовых.
В тот же день совет директоров ЦБ РФ принял решение включить эти облигации в ломбардный список. Спустя пять дней после декабрьского размещения для рубля наступил "черный вторник".
Многие эксперты отмечали нерыночный характер размещения: сделка по сути представляла собой госкредит компании, которая не стала продавать валютную выручку перед платежами по внешним долгам, а средства от размещения направила на налоги и операционную деятельность. На рынке звучали самые разные версии падения рубля, в том числе версия о срочном и негласном спасении средствами из бюджета "своих" компаний.
В частности, экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин после рекордного падения 15 декабря биржевого курса рубля заявил, что рынок в том числе негативно "разогрела" непрозрачная сделка "Роснефти".
В ответ глава "Роснефти" Игорь Сечин назвал провокацией заявления о причастности компании к обвалу рубля. Он заверил, что компания разместила рублевые облигации исключительно для финансирования своих проектов на территории РФ и не планирует покупать на эти средства иностранную валюту.
После январского размещения компания заявила, что планирует потратить средства, которые она привлечет по итогам размещения, на производственную программу и проекты компании, покупать иностранную валюту на них не будет.