Центр макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка России придумал акроним для четырех крупнейших стран бывшего Советского Союза
 
 
 
Центр макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка России придумал акроним для четырех крупнейших стран бывшего Советского Союза
Вести

Центр макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка России придумал акроним для четырех крупнейших стран бывшего Советского Союза. В своем февральском аналитическом обзоре банк использует аббревиатуру BURK, означающую Белоруссию, Украину, Россию и Казахстан. Все они - страны присутствия Сбербанка, но также их объединяет высокая зависимость от внешних факторов и необходимость проведения структурных изменений, сообщает "Финмаркет".

Агентство напоминает, что в финансовом мире уже давно прижилась аббревиатура BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай, созвучно с английским "brick" - "кирпич"), введенная в 2003 году банком Goldman Sachs для обозначения наиболее крупных развивающихся стран, имеющих высокие темпы роста экономики. Место под солнцем обрел и акроним PIGS (Португалия, Ирландия, Греция, Испания, по-английски "pigs" - "свиньи"), придуманный британскими газетчиками в момент разрастания европейского долгового кризиса.

"В переводе с английского языка слово "burk" означает "очень твердая глыба руды в жиле". Этим мы хотим сказать, что не ожидаем, что необходимые процессы преобразования в рассматриваемых нами четырех странах будут протекать легко, скорее наоборот, эти преобразования будут встречать значительное сопротивление как политическое, так и административное", - отмечают в "Сбербанке".

Прогнозы "Сбербанка" на 2011 год для всех четырех стран - умеренно-оптимистические, но элемент неопределенности - весьма значителен, и "тем сложнее и интереснее работать и принимать бизнес-решения".

Что касается России, то цена нефти остается основным источником рисков для экономики страны. При этом для России в базовом сценарии внешние макроэкономические условия в ближайшие три года будут сохраняться относительно благоприятными. Цены на нефть останутся стабильными в реальном выражении; в номинальном выражении это будет означать рост с 83 долларов за баррель в 2011 году до 90 долларов в 2013 году.

Другой фактор риска - ситуация по счету капитала. Сейчас сравнительно низкие темпы роста экономики, низкие процентные ставки, невысокий профицит баланса текущих операций заставили инвесторов пересмотреть свое отношение к России. В результате приток капитала сменился оттоком.

Инфляция в 2011 году, по прогнозу, сохраниться примерно на уровне 2010 года и составит 8,9%. В 2012-2013 годах она ожидается на уровне 7,8-8,3%. "Рост цен будет находиться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, остаются относительно высокими инфляционные ожидания, связанные с перспективами возможного удешевления рубля. С другой стороны, рост цен может сдерживаться благодаря низким темпам роста спроса в экономике, а также ужесточению бюджетной и денежной политики, направленных на снижение дефицита государственного бюджета и сдерживания роста цен", - отмечают эксперты.

Достаточно высокие мировые цены на сырьевые товары, в первую очередь на нефть, а также ожидаемое возобновление притока капитала позволят рублю укрепиться относительно доллара США и евро: среднегодовой курс повысится с 30,4 рублей за доллар в 2010 году до 29,8 рубля в 2011 году. В то же время сохранение на высоком уровне глобальных рисков может способствовать некоторому снижению курса рубля относительно основных мировых валют, отмечают аналитики.

Перед белорусской экономикой в 2011 году стоит сразу несколько задач, отмечают в "Сбербанке". Руководство республики, возможно, до некоторой степени осознало, что после предвыборного перегрева требовать от экономики и в 2011 году демонстрации столь же высоких показателей роста реального сектора и денежно-кредитной сферы уже не безопасно. Но даже и официальные прогнозы, например, темпов роста реального ВВП (9-10%), кажутся экспертам завышенными: на 2011 год МВФ прогнозирует темп роста белорусского ВВП в размере 6,2%, ЦМИ "Сбербанка" - 6,7%.

Основным структурным риском для экономики Казахстана является ее ориентированность на сырьевой сектор: доля выпуска горнодобывающей промышленности в ВВП выросла с 25,5% в 2001 г. до 40% в 2009 г. во многом за счет роста цен на нефть и газ.

В результате имеет место высокая зависимость состояния экономики от ситуации в странах-торговых партнерах. В первую очередь, это страны Европы, на которые приходится около половины экспорта Казахстана; и если в Европе продолжится развитие долгового кризиса (а это неизбежно повлечет за собой дальнейшее ужесточение бюджетной политики и замедление роста), то произойдет снижение спроса на энергоносители и металлы.

Во вторую очередь, это Китай, на который приходится 15% экспорта, и который продолжает проводить жесткие меры по охлаждению экономики и стабилизации инфляции. К сожалению, реальных способов полностью избавиться от сырьевой зависимости нет, поэтому наиболее рациональной политикой для Казахстана является продолжение накопления средств в Национальном фонде, отмечают эксперты.

Другим риском до кризиса была сильная зависимость экономики от международного рынка капитала, в результате чего в стране произошел серьезный банковский кризис, и на настоящий момент банковская система до сих пор находится в стагнации.

Критически важным для будущего Украины сейчас является исполнение программы Международного валютного фонда (МВФ), к помощи которого страна была вынуждена прибегнуть в кризис. Другие источники привлечения финансирования государственного дефицита у Украины ограничены, к тому же, условия по ним в любом случае сильно зависят от отношений с МВФ, отмечают в "Сбербанке".

Текущая программа предусматривает достаточно жесткую фискальную политику, включая увеличение тарифов на газ, повышение пенсионного возраста, изменение Налогового кодекса и т.д.

Зависимость от кредитов не оставляет Украине выбора, так что приходится достаточно жестко следовать программе, хотя остаются неисполненные моменты. На первом плане для Украины стоит решение внутренних проблем, таких как структурная перестройка экономики (в сторону более устойчивого роста экономики, основанного на конкурентоспособности, а не на внешних благоприятных факторах), улучшение институционального климата, политическая стабильность, независимость ЦБ. Для восстановления экономики нужен рост инвестиций в основной капитал, пока это самый отстающий показатель.