Глава Минэкономразвития Максим Орешкин назвал главные условия, при которых Россия сможет перейти на четырехдневную рабочую неделю
 
 
 
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин назвал главные условия, при которых Россия сможет перейти на четырехдневную рабочую неделю
Пресс-служба Президента России

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин назвал главные условия, при которых Россия сможет перейти на четырехдневную рабочую неделю, как этого хочет премьер-министр Дмитрий Медведев, - более высокие доходы населения и высокий уровень производительности труда. "Именно это открывает возможность для практической дискуссии как в части четырехдневной рабочей недели, так и других трудовых инноваций", - сказал Орешкин в кулуарах Восточного экономического форума.

По его словам, сейчас сокращение рабочей недели ассоциируется со снижением оплаты труда, как, впрочем, и производительности. Орешкин воздержался от прогнозов о возможных сроках сокращения рабочей недели в России, отметив, что важно сконцентрироваться на поэтапном выполнении названных им условий для перехода на четырехдневку.

По мнению Орешкина, возможности для повышения производительности труда и доходов населения откроет реализация масштабных проектов по внедрению искусственного интеллекта. Министр пояснил, что это во многом связано с изменением структуры рынка труда и уже существующих профессий. "Людям надо будет тратить больше времени на переобучение и на получение новых навыков. Поэтому в структуре времени, которое тратится на работу и переобучение, доля времени на обучение будет возрастать. Поэтому сокращение рабочей недели должно частично замещаться увеличением того времени, которое человек тратит на образование в течение всей своей жизни", - заключил министр (цитата по РИА "Новости").

О возможности перевести российскую экономику на четырехдневную рабочую неделю впервые заговорил глава правительства Дмитрий Медведев, выступая на конференции по труду в Женеве. Медведев отметил, что постоянная погоня за успехом оборачивается системной усталостью и хроническим стрессом, а это влечет за собой снижение производительности труда, что, в свою очередь, сказывается на экономических показателях. На встрече в августе с главой Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александром Шохиным Медведев, как и Орешкин, называл условиями перехода на четырехдневку рост производительности труда и сохранение зарплат. Между тем доходы россиян в последнее время лишь снижаются, а число бедных растет.

Сейчас в России законодательно установлена максимальная продолжительность рабочей недели в 40 часов. Однако в Минтруде ранее уже отмечали, что так регулируется только верхняя планка продолжительности рабочего времени. По соглашению работодателей и работников предприятия могут вводить четырехдневную неделю уже сейчас. В развитых странах Европы продолжительность времени, проводимого на работе, в ряде случаев ниже 40 часов в неделю.

Однако, по данным опроса ВЦИОМ, почти половина россиян (48%) не поддерживают идею перехода на четырехдневный график, так как боятся снижения уровня доходов, что критично прежде всего для самых бедных и уязвимых слоев населения - пенсионеров и селян. Сторонники сокращения рабочей недели, напротив, рассчитывают более продуктивно использовать высвободившееся время и благодаря ему улучшить баланс между работой, отдыхом и личной жизнью.

За сокращение рабочей недели выступили и в Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), отметив, что высокопроизводительный труд в отдельных странах, отраслях и на предприятиях уже сегодня сделал 35-часовую рабочую неделю реальностью, а исследования Роструда и службы исследований HeadHunter показали, что сокращение трудовой недели оказалось в пятерке самых популярных идей по оптимизации трудового законодательства. Другие эксперты называют это предложение популизмом, так как для сохранения заработных плат на нынешнем уровне требуется соответствующий уровень производительности труда. Первый зампред Банка России Сергей Швецов заявил, что всерьез обсуждать введение четырехдневной рабочей недели в России можно будет лет через 13-15.