Россия надеется вернуть потерянные нефтяные контракты в Ираке
 
 
 
Россия надеется вернуть потерянные нефтяные контракты в Ираке
Euronews

Одна из крупнейших российских нефтяных компаний "Лукойл" рассматривает формирование нового иракского правительства как возможность вернуться на иракское нефтяное месторождение Западная Курна и вновь получить прибыльный контракт, утерянный в декабре 2002 года, когда коалиционные силы готовились к вторжению 2003 года.

Министр иностранных дел Ирака, стремясь заручиться помощью Москвы в отношениях с некоторыми беспокойными соседями, отметил, что российские компании, такие как "Лукойл", понимают иракскую нефтяную индустрию и обстановку благодаря долгой истории работы в стране, сообщает The Washington Times. (Полный текст на сайте InoPressa.Ru.)

В феврале на конференции в Лондоне президент "Лукойл Оверсиз" ("дочка", занимающаяся зарубежными проектами) Андрей Кузяев заявил, что компания надеется, что формирование нового правительства в Ираке позволит ей в 2006 году начать переговоры о возобновлении работ на Западной Курне.

В ноябре министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари попросил российской помощи для прекращения вмешательства во внутренние дела страны Сирии и Ирана, и заявил, что "Лукойл" предлагает Ираку требуемые технологические и финансовые мощности.

В 1997 году "Лукойл" и правительство Саддама Хусейна подписали контракт, подразумевавший разработку и добычу нефти на 3,7 млрд долларов на крупном месторождении Западная Курна – одном из самых больших в Ираке, с запасами в 11-15 млрд баррелей. Месторождение находится к западу от Басры. В декабре 2002 года иракцы резко аннулировали контракт, сославшись на то, что "Лукойл" не выполнил условие, по которому в течение первых трех лет он должен был вложить в месторождение как минимум 200 млн долларов. Однако, как писало в то время экономическое издание Middle East Economic Survey, иракцев разозлило то, что руководители "Лукойла" сделали ставку на ожидаемое американское вторжение, хотя Москва активно работала в ООН над предотвращением атаки.

17 декабря 2002 года канадская газета National Post процитировала заместителя премьер-министра Тарика Азиза: "Лукойл" отправился в Вашингтон, чтобы получить гарантии того, что после свержения иракского режима контракт за ним сохранится: Такое поведение неприемлемо".

После этого, несмотря на потерю контракта, "Лукойл" приложил немало усилий, чтобы сохранить хорошие отношения с иракскими правителями, которые пришли на смену Саддаму, указывает The Washington Times. Так, летом 2004 года компания отправила в Ирак гуманитарную помощь на миллионы долларов и, по данным Управления по энергетической информации при Министерстве энергетики США, начала проводить обучение иракских нефтяных специалистов на своих объектах в Западной Сибири и Волгограде.

"Лукойл" пообещал обучать ежегодно 150 иракских специалистов на территории России. Как заявил в сентябре президент компании Вагит Алекперов, эта помощь является "отправной точкой для российских компаний в реализации нефтяных проектов в Ираке".

Сейчас, когда в Багдаде будет создано постоянное правительство, у "Лукойла" есть основания надеяться на лучшее.

В июне иракское министерство нефти объявило, что будет создан межминистерский комитет для пересмотра нефтяных контрактов, подписанных при режиме Саддама, и что комитет начнет новые переговоры по существующим контрактам с французской Total, с российскими и китайскими энергетическими компаниями.

Новый парламент тем временем, как ожидается, примет новый закон об инвестициях в нефтяную отрасль в соответствии с новой конституцией, как только новое правительство приступит к своим обязанностям. "Процесс переговоров – это совместный процесс, в котором участвуют правительство и провинции, при этом нефть принадлежит иракскому народу", – заявил изданию Platts вице-премьер Ирака Ахмед Чалаби, который до декабря был министром нефти.

"Лукойл" может считать, что его перспективы улучшились благодаря участию американской компании ConocoPhillips, которой принадлежит 17% акций "Лукойла" и которая объявила о планах увеличить свою долю до 20%. В отношении возобновления иракского контракта американские чиновники говорят, что решение будут принимать иракцы, а не американцы.

При этом Джамаль Куреши, ведущий аналитик вашингтонской энергетической консалтинговой фирмы PFC Energy, указывает, что в иракском министерстве нефти работают американские советники, которые помогают Ираку принимать решения. "У кого будут полномочия вести переговоры по этим контрактам, зависит во многом от того, насколько централизованным будет правительство, – считает он. – Но поскольку Ирак находится на грани гражданской войны, перспективы не слишком радужные. Требуется более безопасная обстановка".