Приобретение "Юганскнефтегаза" в значительной степени было профинансировано бюджетными деньгами По данным "Ведомостей", в день расчетов за "Юганск" Минфин перечислил Внешэкономбанку на обслуживание внешнего долга 5,3 млрд долларов, которые в итоге не понадобились
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Приобретение "Юганскнефтегаза" в значительной степени было профинансировано бюджетными деньгами
Архив NEWSru.com
 
 
 
По данным "Ведомостей", в день расчетов за "Юганск" Минфин перечислил Внешэкономбанку на обслуживание внешнего долга 5,3 млрд долларов, которые в итоге не понадобились
Архив NEWSru.com
 
 
 
Но зато благодаря этим средствам ВЭБ помог "Роснефти" покрыть временный финансовый разрыв между платежом за "Юганск" и поступлением 6 млрд долларов от китайских банков
Архив NEWSru.com

Приобретение "Юганскнефтегаза" в значительной степени было профинансировано бюджетными деньгами. Раньше украденная база ЦБ дала основания подозревать Минфин в нецелевом использовании бюджетных средств для финансирования этой сомнительной сделки, теперь же появились доказательства.

По данным "Ведомостей", в день расчетов за "Юганск" Минфин перечислил Внешэкономбанку на обслуживание внешнего долга 5,3 млрд долларов, которые в итоге не понадобились. Но зато благодаря этим средствам ВЭБ помог "Роснефти" покрыть временный финансовый разрыв между платежом за "Юганск" и поступлением 6 млрд долларов от китайских банков.

В отчете "Роснефти" за 2004 год указано, что большую часть денег для покупки "дочки" ЮКОСа "Юганскнефтегаза" компания привлекла за счет выпуска векселей - 6,1 млрд долларов. Но кто профинансировал компанию, купив эти бумаги, представители госкомпании не говорят.

Изучавшие отчетность ВЭБа эксперты практически уверены, что именно он и был покупателем векселей "Роснефти". Ведь на его балансе на 1 января были учтены валютные векселя неких компаний на 147 млрд рублей (5,3 млрд долларов - именно на такую сумму "Роснефть" погашала векселя за счет китайского кредита). А к 1 февраля эти бумаги с баланса банка уже исчезли. На это совпадение объемов векселей обращали внимание многие аналитики, полагая, что на балансе ВЭБа были бумаги "Роснефти". Представители ВЭБа не ответили "Ведомостям", чьи это были векселя и на какие средства банк их приобрел.

Аудитор Счетной палаты Николай Табачков в ответе на запрос "Ведомостей" сообщил, что 30 декабря 2004 года (в день окончательных расчетов за "Юганск") ВЭБ получил 5,3 млрд долларов от Минфина на обслуживание внешнего долга России. Представитель Минфина подтвердил эту операцию. Именно на эти деньги Внешэкономбанк и покупал векселя, других вариантов нет, - к такому выводу пришли эксперты, проанализировав отчетность банка.

По информации аудитора Табачкова, Минфин перечислил ВЭБу деньги по кредитовому авизо ЦБ, а это значит, что средства поступили на корсчет госбанка в ЦБ, отмечает Андрей Черепанов, несколько лет возглавлявший департамент внешнего долга Минфина и департамент иностранных операций Центробанка. Однако уже на следующий день на корсчетах ВЭБа в ЦБ осталось всего 2,5 млрд рублей, зато в активах появились валютные векселя неких организаций на 147,068 млрд рублей. "Исходя из баланса ВЭБа, можно с вероятностью почти 100% сделать вывод, что полученные от Минфина 5,3 млрд рублей были вложены в векселя "Роснефти", - резюмирует Черепанов.

Покупая векселя на средства, предназначенные для обслуживания внешнего долга, госбанк практически не рисковал сорвать график платежей - Россия должна была перечислить кредиторам в январе менее 1 млрд долларов. Сложно сказать, зачем Минфин переводил деньги ВЭБу за месяц до первого крупного платежа, если дело не касалось "Роснефти". Представитель Минфина Андрей Сайко объяснил, что в финансовом ведомстве "предполагали, что операции по досрочному погашению внешнего долга придется проводить во время новогодних каникул". Он подтвердил, что 5,3 млрд были перечислены на счет Минфина в ВЭБе. Но переговоры с кредиторами затянулись, деньги не понадобились и после праздников они были "переведены обратно в Минфин", утверждает он. Представитель Минфина заявил, что пока 5,3 млрд долларов находились у ВЭБа, операции с этими средствами банк не проводил. Так ли это, сейчас выясняет Счетная палата. Проверка еще не закончена, рассказал один из проверяющих сотрудников Счетной палаты, но пока инспекторы не нашли нарушений по этому платежу.