На предложение изъять сверхдоходы у металлургов и химиков отозвались и золотопромышленники, из которых в список доноров бюджета попало ПАО "Полюс" Саида Керимова. Союз золотопромышленников оценил потери бюджета от изъятий в сумму до 79 миллиардов рублей в год
 
 
 
На предложение изъять сверхдоходы у металлургов и химиков отозвались и золотопромышленники, из которых в список доноров бюджета попало ПАО "Полюс" Саида Керимова. Союз золотопромышленников оценил потери бюджета от изъятий в сумму до 79 миллиардов рублей в год
pixabay.com

На предложение изъять сверхдоходы у металлургов и химиков отозвались и золотопромышленники, из которых в список доноров бюджета попало ПАО "Полюс" Саида Керимова. Союз золотопромышленников оценил потери бюджета от изъятий в сумму до 79 миллиардов рублей в год. Также лобби обратило внимание Минпромторга на капиталоемкость отрасли, отсутствие у нее преимуществ из-за внешней конъюнктуры и на высокую значимость золота в условиях санкций. Как предупреждает союз, России может понадобиться золото для внешнеторговых расчетов, поэтому снижать его добычу нельзя. Об этом пишет "Коммерсант".

Глава Союза золотопромышленников России Сергей Кашуба направил в Минпромторг письмо, в котором указал, что изъятие сверхприбылей у металлургов и химиков ликвидирует стимулы к развитию недропользования и повышению производительности труда в золотодобыче. По его словам, рентабельность компаний в этой области зависит от капзатрат, а выручка направляются на геологоразведку, горно-капитальные и вскрышные работы и на строительство новых горно-обогатительных комбинатов. Поэтому метод оценки рентабельности, предложенный Белоусовым, некорректен для сопоставления доходности отрасли с нефтегазовым сектором.

Кроме того, отрасль не получила "значимого эффекта" от девальвации рубля, составившей 45% с 2013 по 2017 год - он был компенсирован инфляцией затрат (39%) и снижением цены на золото (на 5%). У золотодобывающей отрасли, в отличие от нефтегазовой, также не было преимущества из-за внешней рыночной конъюнктуры, на которую ссылается Белоусов. А повышение фискальной нагрузки, по оценке союза, приведет к невыполнению инвестпрограмм и падению уровня добычи: к 2025 году она снизится на 50 тонн в год, после чего потенциальные бюджетные потери составят до 21 миллиарда рублей, а с учетом недополученного золота - до 79 миллиардов рублей ежегодно.

Отдельно отмечается особая роль золота как расчетной единицы: в условиях санкционной нагрузки золото может стать превалирующим компонентом в золотовалютных резервах страны. А с учетом возможного замораживания долларовых расчетов России, возможно, придется использовать опыт Ирана, Северной Кореи, Кубы и Турции по расчетам золотом по внешнеторговым контрактам. Это означает, что снижать производство золота нельзя. Другие эксперты признают, что в последние годы цены на золото более стабильны, чем на другие металлы, но отрасль действительно несет достаточно высокие капзатраты.

Вечером 9 августа стало известно, что помощник президента Белоусов направил Путину письмо, в котором предложил изъять у 14 нефтехимических, химических и металлургических компаний 513,7 миллиарда рублей сверхдоходов в госказну. В письме говорилось, что эти компании в 2017 году из-за рыночных условий заработали более полутора триллионов рублей прибыли (до вычета налогов, процентов и амортизации), а налоговая нагрузка на них ниже, чем в нефтегазовой отрасли.

По словам Белоусова, упомянутые компании располагают сверхдоходами, образовавшимися благодаря рыночной конъюнктуре и не зависящей от действий руководства компаний. Он напомнил, что в 2016 году правительство уже изымало сверхприбыли у нефтяников, но сложившаяся налоговая система не создает условий для дополнительных изъятий сверхдоходов. Поэтому Минфину предложено разработать механизм такого изъятия, целью которого является финансирование реализации "майского указа" Путина.

В список компаний, для которых Белоусов предлагает увеличить налоговую нагрузку попали, в частности, "Новолипецкий металлургический комбинат" (НЛМК), "Алроса", "Северсталь", "СИБУР", "Магнитогорский металлургический комбинат" (ММК), "Мечел", "Металлоинвест", Evraz, "Норильский никель" "СУЭК", "Полюс", "ФосАгро", "Уралкалий", "Акрон". В случае повышения налогов "Норникель" потеряет 114,2 млрд рублей сверхдоходов в год, "Алроса" - 67,28 млрд, "СИБУР" - 65,23 млрд, "Полюс" - 58,19 млрд, "Северсталь" - 43,31 млрд, НЛМК - 20,89 млрд, ММК - 17,3 млрд, Evraz - 5,49 млрд.

Позднее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уточнил, что Путин пока одобрил лишь проработку этой идеи правительством, но само решение еще не принято. А сам Белоусов позднее заявил, что предложил изъять сверхдоходы у перечисленных компаний вовсе не ради финансирования исполнения майского указа, а для более равномерного распределения налоговой нагрузки.

Первым эту идею раскритиковал основной владелец НЛМК Владимир Лисин, а в РПСС высказали мнение, что данная инициатива обернется массовым уходом инвесторов с российского рынка. Другие эксперты отметили, что инициатива звучит как минимум нерыночно.

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин в письме президенту Владимиру Путину предупредил, что в случае повышения фискальной нагрузки на отечественные компании горно-металлургического и химического комплекса и изъятии у них сверхдоходов потери российского фондового рынка могут составить три триллиона рублей. В союзе также говорили, что рост фискальной нагрузки скажется на инвестпрограммах, а компании могут утратить лидерство в отраслях.