Кремль отказался от планов слияния российских государственных нефтяного и газового гигантов - "Роснефти" и "Газпрома", утверждает The Wall Street Journal. Вместо этого "Роснефть" будет контролировать ключевые активы ЮКОСа, чего и добивался глава совета директоров компании Игорь Сечин. (Перевод статьи на сайте Inopressa.Ru.)
В то же время, по данным издания, Кремль сохраняет приверженность снятию ограничений на иностранное владение акциями "Газпрома", находящимися в открытой продаже. Этот шаг должен увеличить рыночную капитализацию компании и поможет ей добиться места среди ведущих энергетических компаний мира.
Газета напоминает, что параллельно прокуратура заявила о намерении выдвинуть новые обвинения против Михаила Ходорковского, бывшего главы и главного акционера ЮКОСа, нефтяной компании, которой ранее принадлежал "Юганскнефтегаз". Московский суд в понедельник начал чтение приговора по делу о мошенничестве и неуплате налогов.
"То, как Кремль ведет дело ЮКОСа, сотрясло международные нефтяные рынки и зародило сомнения в западных столицах по поводу приверженности президента Владимира Путина законности. Внутри России уничтожение Кремлем того, что некогда было крупнейшей нефтяной компанией, нанесло серьезный удар по доверию бизнеса и внесло вклад в резкое сокращение инвестиций, что замедлило экономический рост, в частности, в нефтяном секторе", - констатирует WSJ.
На протяжении прошлого года российское правительство усиливало хватку в энергетическом секторе, и на этом фоне внутри Кремля развернулись жесткие столкновения по вопросу о том, кому будут принадлежать развалины нефтяного гиганта, что вызвало сомнения в способности Путина контролировать свое окружение. Хотя в сентябре Путин публично объявил о плане слияния "Газпрома" и "Роснефти", руководство "Роснефти" боролось за сохранение независимости. Теперь чиновники и другие люди, знакомые с ситуацией, говорят, что эти усилия увенчались успехом и правительство отказалось от слияния.
План слияния был еще одним шагом в усилиях российского правительства по снятию ограничений на иностранное владение акциями "Газпрома". Кремль хотел довести свою прямую долю в "Газпроме" более чем до 50%, купив 11% акций "Газпрома", принадлежащих его подразделениям. Изначально правительство намеревалось использовать свое 100-процентное владение "Роснефтью" для покупки этих акций, однако теперь чиновники и другие лица сообщили WSJ, что схема слияния изменилась. Новый план может быть обнародован в течение нескольких следующих недель.
Один из возможных сценариев, если верить сообщениям в российской прессе и словам чиновников, процитированных в выходные агентством Reuters, это сбор наличных для покупки акций "Газпрома" через продажу миноритарной доли в "Роснефти" China National Petroleum Corp. (CNPC), китайской государственной компании, которая на протяжении нескольких лет безуспешно пытается закрепиться в российском нефтяном секторе.
В начале этого года CNPC согласилась заплатить 6 млрд долларов за поставки нефти "Роснефтью" до 2010 года. Эта сделка помогла "Роснефти" оплатить стоимость покупки "Юганска". Кроме того, "Роснефть" вела переговоры о продаже CNPC миноритарной доли в "Юганскнефтегазе", предприятии ЮКОСа, которое производит столько же нефти-сырца, сколько Индонезия, однако стороны не пришли к заключению сделки.
Помимо судебных испытаний, которыми грозит ЮКОС и его акционеры из-за продажи "Юганска", любая сделка "Роснефти" будет осложнена и долговым бременем, взятым "Роснефтью" на себя при покупке "Юганска", которому вменяют в вину миллиарды долларов невыплаченных налогов. "Роснефть" пытается переложить эти обязательства на ЮКОС, но банки-кредиторы этому противятся.