Самое радикальное из предложений законопроекта - сократить срок камеральной проверки втрое, до одного месяца. С введением автоматизированной системы контроля за НДС требование уточнить декларацию поступает сразу, как только обнаруживаются нестыковки
 
 
 
Самое радикальное из предложений законопроекта - сократить срок камеральной проверки втрое, до одного месяца. С введением автоматизированной системы контроля за НДС требование уточнить декларацию поступает сразу, как только обнаруживаются нестыковки
©РИА Новости / Илья Питалев

В Госдуму внесен законопроект, призванный заставить налоговиков проверять бизнес быстрее. Система налогового контроля была создана 15 лет назад, но с тех пор изменилась и работа налоговиков, и сама экономика. Автор законопроекта, председатель комитета по налогам и бюджету Андрей Макаров, предлагает отменить лишние ограничения, пишет газета "Ведомости".

В конце 2016 года президент Владимир Путин поручил "настроить" налоговую систему.

Официально в Минфин проект не поступал, утверждает представитель министерства, но в целом он уже получил поддержку, рассказывает другой источник, хотя детали надо дорабатывать. В законопроекте учтены предложения бизнеса и участников июльских парламентских слушаний, сообщил изданию партнер KPMG Михаил Орлов.

Самое радикальное из предложений законопроекта - сократить срок камеральной проверки втрое, до одного месяца. С введением автоматизированной системы контроля за НДС требование уточнить декларацию поступает сразу, как только обнаруживаются нестыковки, пояснил налоговый менеджер крупной компании, но потом еще три месяца проверяется право на возврат НДС, оборотный капитал замораживается.

Возврат НДС - ключевая проблема, подтвердил крупный экспортер. Даже если компания не возмещает НДС, она все равно часто резервирует деньги на все три месяца на случай доначислений.

Чтобы претендовать на быстрое возмещение НДС, у компании должен быть низкий или средний уровень налоговых рисков, она не должна заявлять слишком большую сумму к вычету (больше суммы налогов за три года), а ее поставщики должны быть с низким налоговым риском. Не должно быть признаков получения необоснованной налоговой выгоды в сделках компании.

ФНС выступает против. Месяц - это нереальный срок, говорит чиновник из налоговых органов, уложиться даже в три месяца сложно. Для добросовестных компаний срок уже сокращен до двух месяцев, а для крупнейших экспортеров (налоги за три года не меньше 7 млрд рублей) предусмотрен ускоренный порядок возмещения. До месяца можно сократить уже сейчас, не согласен чиновник финансово-экономического блока, хотя детали нужно обсуждать.

В поправки вошло и еще одно предложение, лоббируемое бизнесом уже несколько лет. Круг сделок, попадающих под контроль за трансфертным ценообразованием, будет сужен.

Сумма подконтрольных внутренних сделок вырастет с 1 млрд до 3 млрд рублей, а для внешних сделок (с аффилированными лицами) установлен порог в 60 млн рублей. Сейчас под контроль попадает любая такая внешняя сделка.