"Сибнефть" откупилась от налоговых претензий, заплатив в казну 300 млн вместо 1 млрд долларов совладелец Group Menatep Леонид Незвлин указал на Романа Абрамовича как на человека, развалившего ЮКОС
ВСЕ ФОТО
 
 
 
"Сибнефть" откупилась от налоговых претензий, заплатив в казну 300 млн вместо 1 млрд долларов
Архив NEWSru.com
 
 
 
совладелец Group Menatep Леонид Незвлин указал на Романа Абрамовича как на человека, развалившего ЮКОС
Архив NEWSru.com
 
 
 
Налоговые претензии стали главным пугалом для фондового рынка после того, как налоговый долг, размер которого достиг 27 млрд долларов, привел к разрушению ЮКОСа
Архив NEWSru.com

"Сибнефти" удалось найти общий язык с налоговиками, и оказалось, что миллиардные налоговые претензии не обязательно приводят к разрушению бизнеса. По данным "Ведомостей", компания решила не связываться с судами и доплатила в казну около 300 млн долларов.

Напомним, в марте 2004 года, когда появилась информация о претензиях налоговой службы к компании Романа Абрамовича, речь шла совсем о другой сумме - 1 млрд долларов за 2000 и 2001 годы. В чем именно провинилась "Сибнефть", ни компания, ни налоговики не раскрывали. Ранее аудиторы Счетной палаты, проверявшие правильность уплаты налогов "Сибнефтью", пришли к выводу, что ее добывающие "дочки" продавали нефть чукотским и калмыцким фирмам, которые перепродавали ее самой "Сибнефти" в два-три раза дороже. При этом офшоры пользовались льготами по уплате налога на прибыль. Из отчетности компании по стандартам US GAAP за 2002 и 2003 годы следует, что эффективная ставка налога на прибыль составляла 12% и 7% соответственно.

О том, что претензии улажены после переговоров с налоговиками, газете сообщили анонимные "представители сразу нескольких партнеров компании". По словам одного из них, размер налоговых претензий к "Сибнефти" снизился примерно до 350 млн долларов и компания заплатила эту сумму.

В пресс-службе "Сибнефти" от комментариев отказались. Представители инспекции по крупнейшим налогоплательщикам N1 и ФНС не подтвердили, но и не опровергли эту информацию.

Чиновники объясняют сокращение претензий к "Сибнефти" ее покладистостью. Налоговики были готовы согласиться с некоторыми возражениями компании и снять часть претензий, а "Сибнефть", в отличие от ЮКОСа, не считала себя безгрешной, заявил газете сотрудник одного из федеральных ведомств. Но его смущает закрытость процедуры переговоров: "Если не предъявлять претензии публично, невозможно оценить, все ли налоги в итоге уплатила компания или не отдала ли лишнее". Отметим, что совладелец Group Menatep Леонид Незвлин указал на Романа Абрамовича как на человека, развалившего ЮКОС.

Неофициально чиновник ФНС назвал "вероятным" такое развитие событий: налогоплательщик может представить свои возражения налоговикам и часто размер претензий уменьшается. Так, претензии к "Вымпелкому" сократились в девять раз - со 157 млн долларов до 17,6 млн. "Возможно, такая судьба ждет и претензии к ТНК-BP", - допускает он.

Руководитель аналитического отдела "Атона" Стивен Дашевский считает, что это отличная новость и для "Сибнефти", и для всего рынка. Это означает, что пока "дело "ЮКОСа" остается единичным случаем.

Налоговые претензии стали главным пугалом для фондового рынка после того, как налоговый долг, размер которого достиг 27 млрд долларов, привел к разрушению ЮКОСа. На прошлой неделе ТНК-BP сообщила, что ее крупнейшему предприятию - Тюменской нефтяной компании - налоговики к ранее начисленным 4 млрд рублей за 2001 год добавили 22 млрд рублей. А осторожные слова президента "Лукойла" Вагита Алекперова о том, что налоговики проверяют компанию и по результатам проверки ей будут предъявлены "некатастрофические" претензии, уронили капитализацию компании на 800 млн долларов.

Готовы ли последовать примеру покаявшейся "Сибнефти" остальные компании, пока не ясно. После сообщений о претензиях к ТНК-BP вице-президент и совладелец компании Виктор Вексельберг заявил, что у нее не может быть таких налоговых обязательств, и пообещал, что компания будет отстаивать правоту в суде. На этой неделе гендиректор BP Джон Браун встречается с президентом Владимиром Путиным, и глава британской компании наверняка затронет больную налоговую тему.