Глава правительства Владимир Путин подтвердил накануне, что обеспечение пенсионеров остается важнейшим приоритетом для правительства: в 2010 году пенсии вырастут на 45,9%, в результате средняя пенсия по старости превысит 8 тысяч рублей в месяц. Ради выполнения этой, по мнению экспертов, в первую очередь политической задачи премьер готов заморозить другие программы государственных расходов.
Как известно, в тяжелые времена надо настраиваться только на позитив, комментирует газета "Время новостей". Говорят, это даже позволяет программировать наступление желаемых событий. Например, отмечает издание, можно запланировать повышение пенсий почти на 50%, глядишь, цена на нефть сама собой подтянется к приятным глазу отметкам, которые позволят без особых усилий выполнить обещанное. Впрочем, премьер-министр вчера сообщил, что при любом развитии событий в следующем году средняя пенсия превысит 8 тысяч рублей в месяц.
Как пояснили "Коммерсанту" в Минздраве, продекларированное премьером повышение сложится из увеличения базовой части пенсии на 31,4% с 1 декабря 2009 года, индексации страховой части с 1 августа 2009 года на 7,5%, валоризации, то есть переоценки пенсионных прав граждан с 1 января 2010 года на 10% плюс по 1% за каждый год трудового стажа до 1991 года. В итоге в 2010 году средний размер трудовой пенсии по старости, по данным Минздрава, составит 8055 рублей. Наиболее интересные цитаты на эту тему из российских СМИ приводит сайт "Заголовки.ru".
Согласно расчетам правительства к реформе ЕСН, валоризация будет стоить бюджету в 2010 году 500 млрд рублей, всего же на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда потребуется 1,1 трлн рублей. Минфин ранее возражал против того, чтобы "закрывать" эти обязательства деньгами фонда национального благосостояния (ФНБ, 2,8 трлн на 1 июля 2009 года), полагая, что для этого будет достаточно средств активно расходуемого сейчас резервного фонда (2,9 трлн). Однако вчерашнее заявление премьера свидетельствует о том, что сберечь ФНБ Минфину, скорее всего, не удастся, отмечает газета.
Очевидно, что, выбирая между стабильностью бюджета и социальной стабильностью, правительство выбрало последнюю. Однако такой подход к формированию кризисного бюджета не создает предпосылок для роста экономики, а значит, подрывает возможности властей выполнять взятые на себя обязательства в будущем, комментирует РБК daily.
"Несмотря на то что планируемый уровень дефицита федерального бюджета отодвинут до 7,5% ВВП, секвестра несоциальных расходов бюджета на 1-1,3 трлн рублей и соответствующего снижения государственного спроса избежать не удается, - отмечает Наталья Акиндинова из Центра развития. - В такой ситуации не совсем понятно, каким образом будет обеспечен рост госинвестиций на транспорте, в образовании, здравоохранении, ЖКХ и жилищном строительстве".
По мнению экспертов, явно обозначаемая властями социальная направленность бюджетной политики носит политический характер. "С экономической точки зрения сильный акцент на социальную политику не очень адекватен и оправдан, - считает Александр Суслин из экономической экспертной группы.- Социальные расходы не провоцируют экономический рост, и увеличивать их за счет снижения инвестиций и расходов на инфраструктуру недальновидно". Эксперт считает планируемое увеличение пенсии "чрезмерным". "Наша бюджетная система с ожидаемым уровнем доходов не способна нести такие затраты",- полагает он.
По мнению Оксаны Синявской из Независимого института социальной политики, правительство боится роста социальной напряженности. "Кризис продолжается, и правительство пытается воздействовать на группу, известную своей склонностью к протесту,- на пенсионеров",- говорит эксперт. По ее словам, для финансового состояния пенсионной системы принимаемые решения будут означать дальнейшую дестабилизацию и нарастание дефицита.