Глава ВТБ объяснил, почему никому не удастся найти "тайные богатства" Путина По мнению американского издания, Костин уверен, что его банку не угрожает расследование в связи с откровениями из "Панамских документов"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Глава ВТБ объяснил, почему никому не удастся найти "тайные богатства" Путина
© РИА Новости /Алексей Даничев
 
 
 
По мнению американского издания, Костин уверен, что его банку не угрожает расследование в связи с откровениями из "Панамских документов"
Global Look Press
 
 
 
В Кремле утверждают, что Ролдугин тратил все свои деньги на покупку дорогих музыкальных инструментов, которые привозил в Россию
© РИА Новости / Сергей Гунеев

Глава российского государственного банка ВТБ Андрей Костин заявил, что его компании не угрожает расследование в связи с публикацией "Панамских документов", в которых, в частности, содержалась информация об офшорах, принадлежащих людям из ближнего окружения президента РФ Владимира Путина. При этом, по словам Костина, ни американским, ни европейским следователям не удастся найти "тайные богатства" главы государства. Об этом он рассказал в интервью журналистам The Financial Times.

"Владимир Путин обрек себя на скромную жизнь на весь остаток дней, поскольку весь мир знает его. Люди, которые пытаются найти счета Путина, могут провести в поисках всю оставшуюся жизнь, но они никогда ничего не найдут", - отметил глава ВТБ (цитата по "Интерфаксу").

"В апреле Международный консорциум журналистов-расследователей сообщил, что так называемые "Панамские документы", просочившиеся в прессу, продемонстрировали, что виолончелист Сергей Ролдугин, давний друг Путина, осуществлял контроль над офшорной сетью на 2 млрд долларов, причем значительная часть этой суммы была проведена через ВТБ. Путин признал, что сообщения правдивы, но сказал, что Ролдугин употребил деньги на приобретение старинных музыкальных инструментов и их доставку в Россию", - говорится в материале издания, который цитирует InoPressa.

ВТБ отрицает ключевое утверждение в этих сообщениях - а именно не признает, что с 2008 по 2013 год RCB Bank, который в то время был его кипрским филиалом, выдал Sandalwood Continental, компании, связанной с Ролдугиным, более 800 млн долларов в форме беззалоговых ссуд и полюбовных сделок с процентными свопами, отмечают журналисты.

Издание, в свою очередь, приводит слова бывшего заместителя председателя Центробанка Сергея Алексашенко: "Просто поставьте себя на место Костина. Если ты получаешь от каких-то помощников Путина приказ направить в эти компании энную сумму, то, конечно, это сделаешь".

Костин, впрочем, возразил, что политические или личные соображения никогда не берут верх в ВТБ над деловой хваткой. При этом он признал, что банк иногда принимает неверные решения. "Это бизнес. Мы идем на определенные риски. Но, если кто-то обвиняет меня в правонарушениях, покажите мне бумагу!" - подчеркнул он.

По мнению американского издания, Костин уверен, что его банку не угрожает расследование в связи с откровениями из "Панамских документов", о возможности которого говорили официальные лица США и европейских юрисдикций. Глава ВТБ также отмел предположения, что следователи найдут тайное состояние, держателем которого является российский президент. "На таких вещах вы Путина не поймаете. У него нет ни автомобилей, ни денег", - объявил Костин.

Автор материала журналист Макс Седдон напоминает, что в июне этого года Костин ездил в Вашингтон, "чтобы просить за ВТБ перед Дэниэлом Фридом, американским чиновником, который заведует санкциями". "Но у ВТБ есть надежный запасной вариант - российское государство, вознаграждающее его с диспропорциональной щедростью", - утверждает Седдон.

"Хотя 14-летний стаж Костина у руля ВТБ - синоним попыток Russia Inc поигрывать финансовыми бицепсами (активы банка выросли с 4 млрд долларов до 191 млрд), те, кто критикует ВТБ, говорят, что на самом деле банк ценен своей готовностью угождать Кремлю", - говорится в материале.

В интервью Андрей Костин заявил, что, если правительство РФ или другие акционеры предоставят ему 5 млрд долларов в качестве помощи, он это высоко оценит. "А если правительство, возможно, попросит меня где-то помочь, я, вероятно, это сделаю. Потому что я знаю, что в следующий раз, когда я постучусь в дверь, я получу скорее положительный ответ. Можете сказать, что это отношения с твоим акционером", - пояснил он.

3 апреля 2016 года Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) обнародовал масштабный материал о сети офшоров по всему миру. Публикация стала возможной благодаря утечке документов из панамской фирмы - регистратора офшорных компаний Mossack Fonseca. В анализе и дополнении полученных от анонимного источника данных MossFon участвовали сотни журналистов из разных стран, включая сотрудников немецкой Suddeutsche Zeitung, британской The Guardian и российской "Новой газеты".

Одна из частей расследования, которое в прессе называют "Панамскими документами", или "Панамским архивом", повествует об офшорной империи с активами в миллиарды долларов, за которой стоят люди из ближайшего окружения президента РФ. В центре российского сегмента "Панамагейта" оказался виолончелист Сергей Ролдугин - близкий друг Владимира Путина.

Благодаря утечке документов из панамской фирмы выяснилось, что офшорные компании, прямо или косвенно принадлежащие музыканту, получали сотни миллионов от RCB Bank (кипрская "дочка" ВТБ), которые распределялись по другим компаниям. Управлением активами занимались руководители банка "Россия", который правительство США называет "кошельком Путина". Также компании получали деньги от сделок с акциями "Роснефти" и "Газпрома".

Позже сотрудники Центра по расследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) выяснили, что миллионы долларов, в 2008 году осевшие на счетах Ролдугина, - это средства из российского бюджета, пропажу которых расследовал сотрудник Hermitage Capital Сергей Магнитский, убитый в 2009 году. Речь идет о деньгах, полученных компанией виолончелиста International Media Overseas SA за продажу акций "Роснефти".

В Кремле утверждают, что Ролдугин тратил все свои деньги на покупку дорогих музыкальных инструментов, которые привозил в Россию. В свою очередь, авторы расследования отмечают, что на деньги, которые получали компании Ролдугина, музыкант мог бы скупить все виолончели в мире.