Казахстан продолжает разработку маршрутов доставки своих углеводородов на мировые рынки. Одним из них может стать иранский Недостаток проекта в ограниченной возможности нефтеналивных танкеров, которые осуществляли перевозки
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Казахстан продолжает разработку маршрутов доставки своих углеводородов на мировые рынки. Одним из них может стать иранский
gazeta.kz
 
 
 
Недостаток проекта в ограниченной возможности нефтеналивных танкеров, которые осуществляли перевозки
Архив NEWSru.com
 
 
 
До тех пор пока не будет проложен трубопровод Казахстан–Туркмения–Иран (Персидский залив), только танкеры способны удовлетворить амбиции Астаны в иранском направлении
Архив NEWSru.com

Казахстан продолжает разработку маршрутов доставки своих углеводородов на мировые рынки. Одним из них может стать иранский. Через территорию Ирана Казахстан намерен перебрасывать нефть на берега Персидского залива с дальнейшей доставкой на азиатские рынки, пишет в четверг "Независимая газета".

"Иранский маршрут является потенциальным направлением транспортировки нефти на юг. Это позволит нам выйти в Персидский залив и получить доступ к азиатским рынкам", – заявил телекомпании "Астана" президент Национальной компании "КазМунайГаз" Каиргельды Кабылдин.

По его словам, риски транзита нефти по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) в связи с последними событиями в Грузии резко выросли, поэтому казахстанские специалисты вынуждены активнее рассматривать альтернативные направления. Тем более что объемы добычи нефти ежегодно наращиваются: к 2010 году запланировано до 84 млн. тонн нефти, а к 2015-му – 150 млн тонн ежегодно.

Для Астаны иранское направление не новое, отмечает издание. Еще с 1997 года Казахстан начал сотрудничать с Ираном по SWAP-операциям, в рамках замещения нефти. Казахстанская нефть танкерами поставлялась в иранские северные порты на Каспии. Иран, в свою очередь, в своих портах Персидского залива те же объемы, но своей нефти отгружал импортерам третьих стран в пользу Казахстана.

Недостаток проекта в ограниченной возможности нефтеналивных танкеров, которые осуществляли перевозки. Но до тех пор пока не будет проложен трубопровод Казахстан–Туркмения–Иран (Персидский залив), только они способны удовлетворить амбиции Астаны в иранском направлении. Поэтому Астана и Тегеран начали переговоры по строительству нефтеочистительного завода на севере Ирана вблизи берегов Каспия – казахская нефть относится к категории тяжелых и нуждается в переработке.

По словам руководителя департамента МИД Ирана по связям со странами СНГ Мортеза Сафари Натанзи, Астана и Тегеран ведут также консультации по прокладке трубопровода, который через Туркмению свяжет две страны.

Если стороны придут к согласию, то трубопровод можно будет подключить к системе иранских нефтепроводов, которые в настоящее время транспортируют нефть с юга страны на север, и высвободить определенную мощность этой системы для переброски казахской нефти в Персидский залив на остров Харк и далее к потребителям в Юго-Восточной Азии.

Эксперты высоко оценивают казахстано-иранские планы. Единственная, но очень серьезная проблема в их реализации – тяжелые отношения Ирана с Западом. "Безусловно, это будет тормозить проект. Но в экономическом плане этот проект для Казахстана один из приоритетных", – сказал газете директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев.

В ближайшей же перспективе, если ситуация на Южном Кавказе продолжит осложняться, Казахстан, развивая по мере возможностей иранский проект, вынужден будет переориентировать нефтяные потоки в сторону Китая. "Это наименее рискованный для Казахстана маршрут и выгодный – между Астаной и Пекином нет посредников", – сказал Сатпаев. При этом эксперт отметил, что интенсификация связей с Китаем и Ираном не отразится на энергетическом сотрудничестве Казахстана и России.

Об этом, кстати, шла речь 22 сентября в Актюбинске на встрече президентов двух стран Нурсултана Назарбаева и Дмитрия Медведева. Тогда Назарбаев заявил российскому коллеге, что Казахстан намерен увеличивать поставки нефти через Россию, для чего собирается расширять Казахстанский трубопроводный консорциум (КТК), а также использовать для прокачки казахстанской нефти Балтийские трубопроводные системы.

Эксперт по Центральной Азии Юрий Солозобов считает, что Казахстан в стратегии энергетических поставок использует реальную многовекторную политику. "Россия вполне могла бы стать участником персидско-казахстанского консорциума. И поскольку переговоры Казахстана с Ираном уже ведутся, важно не упустить момент и вовремя присоединиться. Южное направление для России также выгодно, как и западное", – сказал Солозобов.

Он напомнил, что в проекте Атасу–Алашанькоу (трубопровод из Казахстана в Китай) Россия является лишь поставщиком нефти, а могла бы иметь долю в консорциуме, если бы вовремя присоединилась. "Россия не возражает против того, чтобы Казахстан поставлял свое сырье по альтернативным маршрутам. Но выступает за то, чтобы все маршруты, которые осуществляются нашими стратегическими партнерами, согласовывались с ней", – заключил эксперт.