У России и Киргизии появился повод для разногласий. Речь идет о проекте строительства Камбаратинской ГЭС-1 мощностью 1,9 ГВт и каскаде ГЭС на реке Нарын Теперь российские энергетики хотят уже не половину будущих станций, а 75%, и инициировали пересмотр межправительственного соглашения
ВСЕ ФОТО
 
 
 
У России и Киргизии появился повод для разногласий. Речь идет о проекте строительства Камбаратинской ГЭС-1 мощностью 1,9 ГВт и каскаде ГЭС на реке Нарын
kursiv.kz
 
 
 
Теперь российские энергетики хотят уже не половину будущих станций, а 75%, и инициировали пересмотр межправительственного соглашения
НТВ
 
 
 
В случае если Москва и Бишкек не смогут договориться, наиболее вероятным претендентом на киргизские энергоактивы будет Китай, испытывающий большую потребность в электроэнергии и активно ищущий проекты ГЭС в Центральной Азии
Moscow-Live.ru

У России и Киргизии появился повод для разногласий. Речь идет о проекте строительства Камбаратинской ГЭС-1 мощностью 1,9 ГВт и каскаде ГЭС на реке Нарын. Договоренности об участии России в их строительстве вошли в российско-киргизское межправительственное соглашение, подписанное еще в 2008 году.

Строительство станции оценивалось в 2 млрд долларов, пишет "Коммерсант". В 2008 году предполагалось, что Москва выдаст на реализацию проекта кредит в размере 1,7 млрд долларов. . Строить Верхненарынский каскад ГЭС должно было "РусГидро".

Теперь российские энергетики уже не половину будущих станций, а 75%, и инициировали пересмотр межправительственного соглашения. В новом соглашении ""Интер РАО" и "РусГидро" хотели бы уйти от утвержденного ранее паритетного участия. Речь идет о том, что российским компаниям должно принадлежать 75%, а киргизская сторона должна сохранить позицию миноритарного партнера, говорит российский чиновник.

В Бишкеке называют предлагаемые Россией условия "кабальными и неприемлемыми". Высокопоставленный собеседник издания в руководстве Киргизии отмечает, что у Бишкека есть и альтернативные предложения.

В случае если Москва и Бишкек не смогут договориться, наиболее вероятным претендентом на киргизские энергоактивы будет Китай, испытывающий большую потребность в электроэнергии и активно ищущий проекты ГЭС в Центральной Азии. Вопрос о структуре собственности в ГЭС для Китая имеет вторичное значение - гораздо важнее, чтобы значительная часть энергии шла в КНР.

За прошедший месяц Москва и Бишкек успели поссориться дважды, причем каждый раз цена вопроса возрастала. Сначала, в конце февраля, Алмазбек Атамбаев предъявил претензии к России за неоплату аренды военных объектов РФ в республике на сумму 15,5 млн долларов.

После того как долг был погашен, стороны начали конфликтовать вокруг вопроса о выплате 180 млн из суммы киргизского долга перед Россией акциями торпедного завода "Дастан".

Три года назад стороны согласовали схему, по которой Киргизия передает российской стороне 48% акций завода и здание торгпредства РФ в Бишкеке в обмен на списание части киргизского госдолга, который на тот момент составлял 180 миллионов долларов.

Однако в 2010 году Москва захотела уже не 48%, о которых договаривалась еще с президентом Курманбеком Бакиевым, а как минимум 51%. Теперь же Россия требует и вовсе 75% заводского актива. Киргизские власти категорически против.

Кроме того, с 2009 года и по сей день власти двух стран не могут договориться и об объединении российских военных объектов в Киргизии (авиабаза в Канте, объект по испытанию морского оружия на озере Иссык-Куль, военная сейсмостанция и узел связи ВМФ) в общую структуру.