Приказом главы МВД Владимира Колокольцева изменен список должностных лиц, имеющих доступ к налоговой тайне. Если перечень должностных лиц МВД с допуском к налоговой тайне, утвержденный в начале прошлого года экс-министром Рашидом Нургалиевым, насчитывал 146 должностей, то с подачи Владимира Колокольцева список расширяется до 186 за счет сотрудников угрозыска и оперативников центров "Э".
Допуск к налоговой тайне борцов с экстремизмом оппозиция расценивает как "еще один инструмент запугивания", пишет РБК daily. "Все инициативы последнего полугодия - законы о клевете, гостайне, иностранных агентах и данный приказ - между собой связаны, - считает председатель межрегиональной правозащитной ассоциации "Агора" Павел Чиков. - Так, допуск оперативников центров "Э" к информации о налогах вполне может использоваться для выявления связей с иностранными организациями".
Полномочия центров "Э", по словам правозащитника, расширяются строго по логике политической жандармерии, призванной осуществлять разыскную деятельность в отношении оппозиционеров.
Не очень понимают смысл нововведения и юристы. Партнер компании "Налоговик" Сергей Варламов называет это "перебором". Налоговую тайну, по его словам, составляют сведения о количестве уплаченных налогов, и непонятно, чем может помочь оперативникам информация о налоговой задолженности.
"Скорее, полицейских должна интересовать история движения денежных средств через банковские счета, то есть банковская тайна", - рассуждает он. Юрист не исключает злоупотреблений новыми полномочиями со стороны полицейских, к примеру незаконную финансовую разведку с целью проверки контрагентов хозяйствующих субъектов.
В МВД, в свою очередь, просят не драматизировать ситуацию и объясняют расширение списка допущенных к налоговой тайне борьбой с терроризмом. "Антиэкстремистским подразделениям передали линию по противодействию финансированию терроризма", - говорит представитель пресс-центра МВД.
"Для отслеживания каналов финансирования экстремизма и терроризма такие полномочия действительно нужны", - поддерживает официальную позицию руководитель аппарата комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции Иван Соловьев. Возможность злоупотреблений он исключает, поскольку "речь идет об отчетности ФНС и прямого контакта полиции с налогоплательщиком не будет".