Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал Telegram удобным каналом для общения с журналистами, но отметил, что в случае блокировки мессенджера в России ему придется найти альтернативу.

"Будет очень жаль, если не будет найден консенсус [между руководством Telegram и надзорными органами], а пока, насколько мы понимаем, он не найден", - приводит слова Пескова ТАСС.

При этом пресс-секретарь президента указал на необходимость соблюдения требований закона. "Закон есть закон, и, если он не будет соблюден и не будут приняты соответствующие меры, будем искать альтернативу, которая наилучшим образом будет отвечать нашим потребностям", - сказал Песков.

Между тем пресс-служба Таганского суда Москвы сообщила о получении иска Роскомнадзора с требованием о блокировке Telegram в связи с неисполнением компанией обязанностей организатора распространения информации (ОРИ) - Telegram не передал ФСБ ключи шифрования сообщений в установленный Роскомнадзором 15-дневный срок.

"В Таганский районный суд Москвы поступило заявление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) об установлении на территории РФ ограничений доступа к информационным системам и программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и используются для приема, передачи, доставки и обработки электронных сообщений пользователей интернета и функционирование которых обеспечивается компанией Telegram Messenger Limited Liability Partnership. Процессуальных решений по указанному заявлению пока не вынесено, заявление передано на изучение судье", - сообщила пресс-секретарь суда Юлия Сухинина, уточнив, что решение о принятии иска будет принято в течение пяти дней.

В свою очередь, член Совета по правам человека при президенте и руководитель международной правозащитной группы "Агора", которая представляет интересы Telegram в судах, Павел Чиков дал ряд пояснений в связи с обращением Роскомнадзора в суд.

"До 1 января 2018 года блокировка организатора распространения информации могла производиться по решению Роскомнадзора либо по вступившему в законную силу решению суда. Именно по решению РКН были заблокированы, например, онлайн-рация Zello и Blackberry Messenger. Они не вступили в реестр. Telegram тоже, как известно, в реестры не вступал, Роскомнадзор внес его самостоятельно", - написал Чиков в своем Telegram-канале

Как отметил юрист, с 1 января 2018 года в закон об информации были внесены изменения, исключившие возможность блокировки ОРИ на основании решения уполномоченного органа.

"Роскомнадзор интерпретирует эти изменения как обязанность обратиться в суд с иском о блокировке. Поскольку это первый подобный прецедент, пока неясно даже, в рамках КАС, или ГПК, или вообще отдельным порядком это будет происходить. Неизвестно даже, собирается ли суд Telegram привлекать к участию в деле", - отметил Чиков.

Напомним, накануне министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров заявил, что ситуация, сложившаяся вокруг мессенджера Telegram, который не исполнил требование Роскомнадзора передать ФСБ ключи шифрования сообщений, является прецедентом, и суд должен "подтвердить или опровергнуть существующие правовые нормы".

"Ситуация с Telegram - это такой прецедент очень новый. Никогда такого правоприменения не было, никто наверняка не знает, как это правильно должно работать. Я очень рассчитываю, что это будет рассмотрено на какой-то площадке того или иного суда, потому что судебное решение в каком-то смысле подтвердит или опровергнет те или иные нормы, которые сегодня в правовых актах есть", - сказал Никифоров.

20 марта Верховный суд отклонил иск мессенджера об отмене приказа ФСБ, определяющего порядок передачи ключей шифрования. Уже через несколько часов Роскомнадзор направил в адрес Telegram уведомление о необходимости исполнения обязанностей организатора распространения информации (ОРИ). При этом в ведомстве сослались на вступившее в силу ранее решение мирового суда, который оштрафовал Telegram за отказ передавать ФСБ ключи шифрования.

В пресс-службе ведомства тогда уточнили, что по истечении 15 дней Роскомнадзор направит исковое заявление в суд с требованием об ограничении доступа к интернет-ресурсам Telegram на территории РФ. В тот же день основатель сервиса Павел Дуров отказался выполнять требование Роскомнадзора и пообещал, что Telegram продолжит стоять на страже свободы и конфиденциальности.

2 апреля Telegram уведомил Роскомнадзор о невыполнимости требования ФСБ о предоставлении ключей для дешифровки сообщений пользователей. Как говорилось в опубликованном документе, администратор сервиса в существующей архитектуре "ни при каких условиях не имеет доступа к информации, дающей возможность декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых с его помощью электронных сообщений. В связи с этим сервис не может исполнить требование о передаче ключей шифрования.

27 сентября прошлого года Дуров рассказал о полученных компанией извещениях от ФСБ, из которых следовало, что спецслужба составила на Telegram протокол об административном правонарушении, поскольку команда мессенджера не предоставила властям ключи шифрования. Передать их ФСБ сервис был обязан, поскольку в конце июня был внесен в реестр организаторов распространения информации.

В связи с неисполнением этого требования компании грозил административный штраф в размере от 800 тысяч до миллиона рублей, и 16 октября мировой суд Мещанского района Москвы оштрафовал Telegram на 800 тысяч рублей. Telegram оспорил это решение, но суд 12 декабря отклонил апелляцию. 21 марта компания Telegram Messenger LLP направила в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) жалобу на решение Мещанского суда.