Мэра города Заречный в Свердловской области Андрея Кислицына оштрафовали за мат в интернете, сообщает РИА "Новый регион".

Как рассказали журналистам в районном суде Заречного, поводом для иска потерпевших стало оскорбление, нанесенное на одном из интернет-форумов: в беседе со своим оппонентом Владиславом Городецким градоначальник позволил себе нецензурные высказывания.

Например, Кислицын обвинил супругу потерпевшего в том, что она, будучи работником товарищества собственников жилья, вымогает и крадет деньги. Именно для подкрепления данной мысли мэр Заречного не стеснялся в выражениях.

В результате судебного заседания иск потерпевших супругов Городецких был удовлетворен. За причиненный моральный ущерб Андрей Кислицын был оштрафован на 20 тысяч рублей. 5 тысяч полагались оскорбленной работнице ТСЖ, 15 – ее супругу, участвующему в споре с мэром.

Кто первый

Недавно сообщалось, что первым в российской судебной практике решением по уголовному делу о публичном оскорблении в интернете стал вынесенный в той же Свердловской области в июне Бa href="http://hitech.newsru.com/article/16Jul2009/insulted">приговор, по которому женщину наказали за нецензурную брань в одной из популярных соцсетей.

25-летняя жительниа Первоуральска Алевтина Казанцева создала на сайте два поддельных аккаунта на вымышленные имена Александры Лабастовой и Алены Фроловой. С них она смело выходила на страничку своей знакомой, где комментировала ее фотографии весьма оскорбительно.

Любительницу ругаться суд оштрафовал на 5 тысяч рублей в доход государства. Кроме того, суд обязал Казанцеву заплатить пострадавшей от ее хамства женщине 10 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.

Утверждалось, что в России это не только первый случай судебного разбирательства по публикациям в социальных сетях, но также первый случай, когда иск подан по факту оскорбления частного гражданина.

Однако еще раньше, в декабре 2008 года 15 суток административного ареста получил лидер молодежной организации "Левый фронт" в Красноярске, активист "Другой России" Денис Стяжкин. Суд выписал ему направление в места для административно арестованных по ст. 20.1 КоАП РФ "Мелкое хулиганство", т.е нарушение общественного порядка, выраженное в явно неуважительной форме, в публичном месте", за размещенную в интернете картинку с ненормативной лексикой на страничке с рекламой митинга нацболов, коммунистов и левофронтовцев, посвященного годовщине выборов в ГосДуму, которые оппозиционеры считают нелегитимными.

Правда, такую острую реакцию правоохранительных органов, скорее всего, вызвала не столько ненормативная лексика, сколько возможный адресат. Надпись на карикатуре, по выражению Дениса Стяжкина, предлагала "пройти по известному на Руси адресу некоему человеку, однофамильцу одного из первых лиц в стране". Об этом сообщало издание ЯрскГрад.ру.

Еще раньше, в 2005 году за создание сайта с оскорблениями президента России суд Красноярска приговорил нацбола Андрея Сковородникова к шести месяцем исправительных работ и уничтожению компьютера.

А в 2006 году суд в городе Иваново за статью "Путин – фаллический символ России" приговорил редактора интернет-газеты "Курсив" Владимира Рахманькова к выплате штрафа в размере 40 тыс. рублей. Ни одного слова, считающегося нецензурным, в статье не было.

Лексика есть, а определения нет

Законы, позволяющие привлечь матерщинника к ответственности, действуют в России уже давно. Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП) квалифицирует употребление ненормативной лексики в общественных местах как мелкое хулиганство.

Кроме того, мат можно расценить как нарушение статьи 130 УК РФ ("оскорбление"), а также статьи 152 ГК РФ («унижение чести, достоинства, деловой репутации»).

На деятельность СМИ распространяются нормы закона "О государственном языке", запрещающие использовать слова и выражения, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов.

Однако официального словаря мата до сих пор никто не составил, и во всех этих документах отсутствуют четкие определения ненормативной лексики или ссылки на соответствующие словари и справочники.

"Если вы с этой целью обратитесь в суд, вам откажут, поскольку определения понятия "нецензурное выражение" нет, как нет и словарей правил русского языка, на которые можно опираться», — комментировал недавно для газеты "Труд" ситуацию специалист проекта "Словари XXI века" Кирилл Василенко.

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи) полагает, что определения ненормативной лексики должны быть прописаны в законодательстве, что позволит применять предусмотренные законами санкции за ее употребление.

В июне текущего года Минсвязи заявило о намерении определить список ненормативных слов русского языка на уровне нормативных актов. Будет создана рабочая группа при межведомственной комиссии по русскому языку для совершенствования нормативно-правовой базы защиты русского языка как государственного языка РФ.

Предметом работы данной группы, по словам пресс-секретаря Минкомсвязи Елены Лашкиной, "должно стать понятие нормы русского языка, которое в настоящее время нечетко раскрывается в нормативных актах»"