Тим Бернес-Ли
 
 
 
Тим Бернес-Ли
Global Look Press

Специалисты Европейского центра ядерных исследований решили воссоздать первую в истории веб-страницу, сообщается на сайте научной организации. Цель проекта - приблизиться к зарождению Всемирной паутины: это может быть не менее волнующе и увлекательно, чем моделирование возникновения Вселенной.

Команда ученых ЦЕРН намерена использовать оригинальное программное обеспечение, которое использовалось на заре развития интернета. Инициатива приурочена к двадцатилетней годовщине дискуссии, подарившей миру Сеть: ее создатель, Тим Бернес-Ли, был сотрудником центра, сообщает BBC.

По словам веб-менеджера проекта Дэна Нойса, воссоздание первого в мире сайта позволит будущим поколениям полнее изучать влияние Всемирной паутины на современную жизнь. "Я хочу, чтобы мои дети были в состоянии понять значительность этого момента: Сеть уже повсеместна, и, в общем, это нормально, что каждый рискует никогда не узнать, насколько существенно она изменилась со времени ее создания", - пояснил он телерадиовещательной корпорации.

Как рассказал Нойс, в настоящее время пока еще можно включить первый веб-сервер и провести на нем серию рабочих экспериментов. Специалисты хотят документально зафиксировать этот момент и сохранить его "для потомков". Они рассчитывают, что восстановление первой веб-страницы и первого сайта смогут служить напоминанием об основных ценностях Сети.

В основе интернета как проекта лежит идея децентрализации контроля и обеспечения всеобщего доступа к свободной информации. Новейший проект по воссозданию первой страницы выходит за рамки банальной реставрации старых компьютеров и программного обеспечения: специалисты намереваются физически приблизиться к возникновению, условно говоря, своего рода виртуальной материи, которая призвана постепенно изменить мир.

По словам участника проекта, главы отдела коммуникаций ЦЕРН Джеймса Джиллиса, первый браузер отнюдь не был примитивным: он обладал графическими возможностями, в нем даже можно было сразу отредактировать страницу - он был, по сути, первым специализированным редактором веб-страниц. Современные браузеры не позволяют этого делать.

Многие, возможно, не считают, что использование машин и программного обеспечения двадцатилетней давности при просмотре веб-сайтов может быть чем-то интересным. Однако Джиллис и Нойес полагают, что первую страницу надо обязательно возродить еще и потому, что в ней заложены принципы универсального доступа, который, как надеялись многие, в конечном счете сделают мир более справедливым и равным для всех.

Изначальные идеи Всемирной паутины частично утрачены

По мнению специалистов ЦЕРН, отход, в частности, от возможности изменять вид веб-страниц в браузере без применения дополнительных программ и технологий в некоторой степени разрушил изначальные идеалы. К тому же первый браузер был рассчитан на просмотр с любого самого простого компьютера, основной идеей была доступность. Приблизившись к зарождению Всемирной паутины, авторы проекта надеются символически возвратиться к ценностям универсальность доступа к информации.

"Современные браузеры предлагают великолепные возможности для просмотра веб-страниц, но, вспоминая о том, каким был первый навигатор, мы понимаем, что кое-что из предложенного Бернесом-Ли оказалось утраченным", - сетует Нойес.

В 1993 году в ЦЕРН состоялось серьезное обсуждение, стоит ли центру оставаться владельцем Сети или ему следует сконцентрироваться на основной миссии фундаментальных исследований, а Всемирную паутину безвозмездно отдать миру. Бернес-Ли и его коллеги настояли на том, что ЦЕРН не должен быть собственником Сети. В итоге был подписан документ, сделавший Сеть публично доступной таким образом, что никто не может ею владеть: всем гарантируется открытый и свободный стандарт для ее использования. Как полагает Джиллис, это "единственный ценный документ в истории Всемирной паутины". Без него, считает он, в настоящее время, скорее всего, существовали бы подобные вещи, но они принадлежали бы Microsoft, Apple или кому-нибудь еще.

К большому сожалению, полагают авторы проекта, интернет не вызвал тех социальных изменений, о которых мечтали его создатели 20 лет назад. Большинство веб-сайтов рассчитаны на одностороннюю коммуникацию, а виртуальное пространство поделено между интернет-провайдерами.