Рекламные перетяжки приглашают москвичей в День города на торжественное открытие Хлебного дома в Царицыне. Между тем в бывшей царской усадьбе-резиденции, возрождать которую взялось столичное правительство, можно будет увидеть не только это отреставрированное здание работы Василия Баженова, в котором когда-то размещались царские кухни, а отныне поселится музейная экспозиция, а под стеклянной крышей атриума - органный зал. В Царицыне предстоит музеефикация археологических памятников в таких грандиозных масштабах, каких в столице еще не случалось. О подробностях этого проекта обозревателю "Известий" рассказал главный археолог Москвы, академик архитектуры Александр Векслер.
По его словам, археологические работы в Царицыне - очень масштабные. "Местность Царицына - с обнаруженными здесь поселениями эпохи бронзы, славянскими курганами времен основания Москвы, более поздними селищами - вообще чрезвычайно ценна и давно изучалась археологами. Но когда 1 августа 2005 года правительство Москвы рассмотрело проект возрождения Царицына и мэр Лужков предложил немедленно развернуть на территории музея-заповедника археологические работы, от нас прежде всего потребовалась информация, необходимая для проекта возрождения Большого царицынского дворца. Каковы фундаменты этого грандиозного сооружения с его 58 залами, планировка, детали интерьеров? Об этом было известно не так уж много. До начала восстановительных работ археологи должны были произвести полное вскрытие территории внутри и вокруг дворца, чтобы помочь проектировщикам выбрать нужные для сохранения памятника решения. 8 августа 2005 года вышло распоряжение правительства Москвы об организации охранных археологических работ на ансамбле Большого дворца в Царицыне. А уже 10 августа здесь в три смены работало больше 500 человек, немного позже - уже 700. Хотя внутри дворца лежали колоссальные многометровые завалы обрушенного камня, от использования техники мы отказались. Чтобы сохранить существующие стены, работали только вручную".
Результаты "превзошли все ожидания", утверждает Векслер. "Свой дворец Казаков построил, разобрав по капризу императрицы Екатерины П уже возведенный дворец Баженова. А прежде на этой территории стоял дворец Кантемира, соратника Петра Великого, которому император подарил здешнее село Черная грязь. До него - палаты владельцев имения Черная грязь - Василия Голицына, Стрешневых, Годуновых. Я не ожидал, что нам посчастливится обнаружить элементы архитектуры всех этих сооружений. Но нам удалось выявить не только детали планировки самого казаковского дворца, места, где располагались его печи и дымоходы, его строительный материал, систему укрепления грунтов. Мы нашли также колонны, печи, резной камень, оставшиеся от дворца Василия Баженова, кладки стен дворца Кантемира, о котором мы практически ничего не знали, и даже фрагменты построек более ранних сооружений ХVП века", - сообщил он.
"Эти археологические объекты будут музеефицированы: после консервации, укрепления их откроют для всеобщего обозрения. Уже решено, что нижний ярус гигантского Большого дворца будет посвящен археологии", - сказал чиновник.