Константиново
 
 
 
Константиново
Russian Look

В Рязани судят за неповиновение полиции архитектора Валентина Гаврилова и гражданского активиста Игоря Кочеткова, которые выступили в защиту музея-заповедника Сергея Есенина. Сами активисты связывают свое преследование с поданными ранее в Следственный комитет и прокуратуру заявлениями, в которых они обвиняют рязанские власти в незаконной застройке есенинских мест. Об этом пишет "Коммерсант".

Как уточняет газета, 15 октября в Рязани пройдет суд над Гавриловым. По решению суда, на заседание 77-летний архитектор будет принудительно доставлен из Петербурга.

Неделю назад член президиума Международного совета музеев Валентин Гаврилов и активист Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Игорь Кочетков были признаны виновными в проведении несанкционированного пикета 3 октября - во время празднования 120-летия Сергея Есенина - и оштрафованы на 5 тыс. руб. Гаврилов настаивает, что никакого пикета не было, а свое задержание, так же как и Игорь Кочетков, связывает с конфликтом с рязанскими властями по поводу незаконной застройки есенинского музея-заповедника.

Государственный музей-заповедник в селе Константиново (Рязанская область), где родился поэт Сергей Есенин, создан в 1984 году. В 1995 году указом президента Бориса Ельцина заповеднику придан статус объекта культурного наследия федерального значения. Сегодня музей-заповедник располагается на территории 47 тыс. га.

Около двух лет назад ситуацией в Константиново заинтересовались активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ). Они, в частности, выяснили, что на участке, прилегающем к дому-музею Сергея Есенина, ведет незаконное строительство коттеджного поселка зарегистрированная в Швейцарии фирма "Стар Бридж". Губернатор Олег Ковалев в конце 2013 года отменил постановление правительства Рязанской области от 2006 года о границах музея-заповедника, назвав перевод территории Константиново из охранной в зону регулируемой застройки лучшим вариантом. Однако вскоре под давлением общественности он отменил это решение, пояснив, что "разобрался в предыстории вопроса".

Тем не менее, по словам Игоря Кочеткова, за этот "месяц правового вакуума" были подписаны генпланы пяти сельских поселений, которые переводили в земли поселений территории, расположенные в зоне охраняемого природного ландшафта.

"Есенинская Русь" на фоне капзастройки

Эта история вызвала большой резонанс, в мае 2014 года после критики ОНФ разобраться с застройкой музея-заповедника от рязанского губернатора потребовал президент Владимир Путин. После этого рязанские власти приступили к созданию на базе федерального музея-заповедника достопримечательного места "Есенинская Русь" - для усиления режима охраны заповедных мест. Впрочем, считает Игорь Кочетков, термин "достопримечательное место" в законодательстве проработан довольно слабо: разрешает капитальное строительство, но не указано, какое именно и в каком объеме.

"В заповеднике площадью 45 тыс. га предмет охраны четко не определен - это инструмент, призванный легализовать массовую застройку!" - возмущается Кочетков. Кроме того, по его словам, площадь ряда поселений в проекте была искусственно увеличена путем присоединения к ним зон охраняемого ландшафта. По словам защитников музея, речь идет о 1,5 тыс. га заповедной земли.

17 сентября 2015 года приказом Минкульта "Есенинская Русь" зарегистрирована в качестве объекта культурного наследия федерального значения. Тем же приказом утверждены границы территории заповедника. Но правозащитники утверждают, что выявленные ими нарушения так и не были устранены.

Директор музея-заповедника Борис Иогансон сообщил "Коммерсанту", что в последние полтора года застройка на территории заповедника заморожена. "Каждую неделю мы объезжаем населенные пункты и мониторим факты застройки, - говорит он. - Такие факты есть, но когда мы их выявляем, мы оповещаем инспекцию по охране памятников культуры". Между тем в прокуратуре Рязанской области уточнили, что на территории "Есенинской Руси" существуют три земельные зоны, и строить нельзя только в той, которая относится непосредственно к заповеднику.