Анатолий Шестерюк

Бывший руководитель Московского управления Росимущества, арестованный по делу о попытке хищения недвижимости на 10 миллиардов рублей, оказался однокурсником президента и, судя по всему, поддерживал с ним какие-то связи. Но это не спасло его от взятия под стражу. Все потому, говорят эксперты, что Владимир Путин устал от поведения некоторых чиновников.

Аресту 60-летнего Анатолия Шестерюка предшествовали обыски в его квартире и, в частности, таунхаусе, расположенном на территории санатория администрации президента, пишет "Коммерсант". Да и вообще, экс-чиновник являлся однокурсником Путина по Ленинградскому государственному университету, отмечает издание.

Эксперты полагают, что за преследованием однокашника президента стоит не только желание власти показать свою принципиальность в борьбе с коррупцией. "Для меня это является подтверждением того, что Путина достали выходки многих чиновников", - заявил "Коммерсант FM" политолог Сергей Черняховский. Статус сокурсника Путина в глазах президента не является охранной грамотой от закона, полагает он.

После ухода из Росимущества в начале 2012 года Шестерюк работал в МГУ преподавателем на полставки. Кстати, именно под поручительство сотрудника вуза во вторник он просил не брать его под арест, предлагая также залог в три миллиона рублей. Судья предпочел послушать совета следователя, который предположил, что подозреваемый может бежать за границу. Благо, скрывшихся от следствия в этом деле уже двое - в международном розыске находятся бывший гендиректор ОАО "НТЦ "ГРАН" Алексей Волков и глава управляющей компании "Проект" Александр Дунаев. Заместитель последнего Ольга Возняк содержится под стражей, как и председатель правления банка "Московский капитал" Виктор Крестин. Среди их предполагаемых соучастников – сотрудники третейского суда, представители разных фирм.

Палаты могут уйти в офшор

Преступная схема по хищению государственного имущества, по версии следствия, выглядела так. Мошенники подыскивали какой-нибудь едва живой ФГУП и, используя административный ресурс, заставляли брать поручительства по кредиту, выданному "Московским капиталом". Тут же подельники из Росимущества закрепляли за ФГУПом дорогостоящие объекты госнедвижимости, среди которых были и объекты культурного наследия. Затем банк-кредитор обращался в третейский суд, заявляя, что ему не возвращают ссуду, и требовал взыскать долг. Суд, где были свои люди, иск удовлетворял, и дорогостоящее, а то и бесценное, с культурной точки зрения, госимущество уходило из-под крыла государства.

В 2009 году "Московский капитал" обанкротился, и Агентство страхования вкладов обратилось с исками в третейский суд, требуя взыскать долг с поручителей. Затем АСВ продавало права требования, и несчастные ФГУПы, невольно обремененные ценной недвижимостью, становились должниками сторонних организаций. К декабрю прошлого года новым владельцем почти всех долгов стал оффшор, пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники в следствии.

Таким образом, государственная недвижимость, "повешенная" на ФГУПы, оказалась под угрозой отчуждения. Сейчас таких объектов порядка 100. Среди них – 28 памятников архитектуры в центре Москвы, в том числе ансамбль Рогожской ямской слободы XIX века на Школьной улице, палаты XVII - XVIII веков на Кожевнической улице, дом Долгоруковых середины XVIII века в Колпачном переулке, усадьба Снегирева начала XIX века на Плющихе и даже храм Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево.