В опубликованный Минфином США "кремлевский список" вошли застройщики, крупные владельцы недвижимости и рантье, у которых есть недвижимость за границей. Эксперты разбирались, что могут потерять россияне за границей и как "кремлевский список" может сказаться на рынке недвижимости внутри страны.

Собственность российских бизнесменов за границей

В списке оказалась самая богатая, по версии Forbes, россиянка Елена Батурина. Ее состояние в 2017 году сократилось на 100 млн долларов - до 1 млрд долларов. В феврале 2016 года стало известно, что Елена Батурина запускает девелоперский проект в Нью-Йорке. Она приобрела комплекс офисных зданий в центре Бруклина - по данным СМИ, за 10 млн долларов. Здания общей площадью 1,5 тыс. кв. м. предназначены для коммерческих целей, однако компания планировала перевести участок в другую категорию, чтобы реализовать проект по застройке, пишет "Газета.ru".

После продажи компании "Интеко" в 2011 году Батурина развивает коммерческие проекты на Западе. У нее есть сеть из четырех гостиниц в Ирландии, Австрии, Чехии и России, системы мембранного строительства в Германии. Также Батурина участвует в различных девелоперских инвестиционных фондах в Европе и США. В конце 2016 года структуры предпринимательницы приобрели земельный участок на Кипре для строительства элитного жилого комплекса, сообщает "Интерфакс-недвижимость".

В ноябре 2017 The Washington Post писала, что российский олигарх Олег Дерипаска владеет роскошным особняком в центре Вашингтона. Особняк площадью более 2,1 тыс. кв. метров был приобретен более 10 лет назад за 15 млн долларов наличными. По официальным данным, покупателем выступала компания Hestia International, однако кто на самом деле участвовал в сделке, неизвестно.

Роман Абрамович, чье состояние оценивается в 10,5 млрд долларов, владеет четырьмя особняками
в Нью-Йорке. Осенью прошлого года он приобрел дом N9, тем самым объединив все здания, которыми владел до этого, в один масштабный особняк. Площадь дома должна составить почти 1,7 тыс. кв. метров.

Предприниматель Араз Агаларов уже решил избавиться от своей недвижимости в США, выставив на продажу особняк в городе Нортвейл. Об этом в июле 2017 сообщал Forbes со ссылкой на агентство недвижимости Zillow. Трехэтажный дом с панорамными окнами, приобретенный в 2006 году, пригоден для весьма комфортного проживания: семь спален, восемь санузлов, столовая, бар с встроенным аквариумом, библиотека, кинотеатр, тренажерный зал с сауной и винный погреб.

Араз Агаларов также владеет группой компаний Crocus Group. Его сеть торгово-развлекательных центров Vegas активно развивается в столичном регионе.

В конце 2011 года стало известно, что российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев купил в Нью-Йорке квартиру стоимостью 88 млн долларов для своей дочери Екатерины, студентки одного из американских вузов. Десятикомнатная квартира ранее принадлежала семье миллиардера и филантропа Сэндфорда Уэйлла. В 2016 году стало известно, что квартира выставлена на продажу.

В 2014 журнал Forbes называл дочь Рыболовлева хозяйкой апартаментов в Central Park West Penthouse. Тогда Екатерина Рыболовлева вошла в двадцатку владельцев самых дорогих домов мира.

Владельцы коммерческой недвижимости

Помимо чиновников, в "кремлевский список" вошли представители девелоперского бизнеса и рантье. Так, в списке значится Год Нисанов, председатель совета директоров компании "Киевская площадь", которая, по версии Forbes, занимает первое место в рейтинге крупнейших рантье за 2018 год. Ее доход от аренды оценивается в 1,5 млрд долларов.

Бизнесмен Борис Минц, чья компания O1 Group специализируется на инвестициях в качественные офисные объекты, также вошел в "кремлевский список". O1 Properties - один из крупнейших собственников офисной недвижимости класса A в Москве. Компания владеет 15 торговыми центрами, стоимость которых составляет 4,34 млрд долларов.

Основатель и президент группы "Ташир" Самвел Карапетян тоже вошел в "кремлевский список". Его "Ташир" является одним из крупнейших девелоперов торговой недвижимости на российском рынке. На сегодняшний день в управлении группы находится 30 торговых центров в Москве, Санкт-Петербурге, других городах России, а также в Ереване.

Девелоперы жилья в "кремлевском списке"

Кроме Дерипаски, в списке оказались братья Михаил и Саит-Салам Гуцериевы, владеющие промышленной группой "Сафмар". Ей, в частности, принадлежат девелоперские компании "Моспромстрой" и "А101". Объем земельного банка группы составляет 2,5 тыс. гектаров на территории Новой Москвы.

Совладелец "Реновы" и девелоперской группы "КОРТРОС" Виктор Вексельберг также оказался в списке. Он строит в Москве, Cанкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Ярославле и Краснодаре.

Не избежали списка и бизнесмены, специализирующиеся исключительно на жилье. Так, его участником стали владелец ПИК Сергей Гордеев, глава группы компаний "Инград" Роман Авдеев и владелец ЛСР Андрей Молчанов.

Это далеко не полный перечень активов рынка недвижимости, которыми владеют персоны, попавшие в "кремлевский список". В нем также "не чужие" рынку недвижимости Алишер Усманов, братья Ананьевы, Леонид Федун, Сулейман Керимов, Игорь Кесаев, Александр Мамут, Владимир Евтушенков и многие другие. В списке оказались представители крупного бизнеса, СЕО госкомпаний, министры, включая главу Минстроя Михаила Меня.

Чем все закончится?

"Кремлевский список"
предусмотрен новым законом о санкциях. Администрация США 29 января передала в конгресс доклад о политиках и бизнесменах, тесно связанных с российскими властями. Минфин США должен оценить последствия различных ограничительных мер в отношении членов этого списка.

Включение в список пока не означает распространение на входящих в него лиц каких-либо конкретных санкций. Однако эксперты считают, что в будущем возможно сокращение доступа бизнесменов к операциям в зарубежных банках, так как многие кредитные организации будут видеть в персонах из доклада фактически подсанкционных лиц.

Закон "О противодействии противникам США посредством санкций" обязывает министра финансов США представить в конгресс доклад в отношении антироссийских санкций. Это должно быть сделано не позднее 180 дней с даты вступления закона в силу.