Документы, обнаруженные в дипломатических архивах США, свидетельствуют о том, что до избрания на престол Римского Первосвященника будущий папа с резкой критикой высказывался в адрес Гитлера и нацистского режима
 
 
 
Документы, обнаруженные в дипломатических архивах США, свидетельствуют о том, что до избрания на престол Римского Первосвященника будущий папа с резкой критикой высказывался в адрес Гитлера и нацистского режима
Архив NEWSru.com

Документы, обнаруженные в архивах США, свидетельствуют о том, что до избрания на престол Римского Первосвященника будущий папа Пий XII в частных беседах с американскими дипломатическими чиновниками не скрывал своей антипатию по отношению нацистскому режиму. Об этом накануне сообщила газета The New-York Times.

За Пием XII, как известно, закрепилось прозвище "Гитлеровский Папа". Исследователи Холокоста обвиняют его, в частности, в том, что он ни коим образом не высказал своего отношения к трагедии миллионов евреев, уничтоженных в годы нацистского правления. Выход книг "Гитлеровский Папа" Джона Корнуэлла и "Меч Константина" Джеймса Кэрролла, снискавших широкую популярность, привел к тому, что процесс причисления Пия XII к лику святых, первой ступенью которого является объявление "кандидата" блаженным, был в *Ватикане спущен на тормозах. В этих книгах утверждается, что Пий XII был замешан в геноциде евреев.

Между тем, если верить двум найденным документам, упрекать Пия XII, по крайней мере, в симпатиях к Гитлеру было бы несправедливо.

Во второй половине 1930-х годов кардинал Эудженио Пачелли (так будущий папа именовался до восшествия в 1939 году на трон Римского Первосвященника) являлся сначала представителем Ватикана в Соединенных Штатах, а затем некоторое время был госсекретарем Святого Престола.

Первый из двух документов был найден в библиотеке имени Джона Кеннеди в Бостоне, в дипломатическом архиве Джозефа Кеннеди - отца будущего президента США, в период с 1938 до 1940 гг. являвшегося американским послом в Соединенном Королевстве. Джозеф Кеннеди получил эту записку в апреле 1938, во время встречи в Риме с кардиналом Пачелли, занимавшим тогда пост госсекретаря Ватикана.

Основная часть этой записки посвящена выступлению австрийских епископв, поддержавших оккупацию Австрии нацистами. Пачелли пишет, что выражает здесь свое "личное мнение", однако не будет против, если посол расскажет об этом на родине "своему другу". Есть основания полагать, что под "другом" имелся в виду президент Рузвельт.

Далее кардинал Пачелли высказывает предположение, что австрийских епископов вынудили сделать заявление в поддержку оккупации. Кардинал пишет, что в ежедневной борьбе с различными проявлениями политического экстремизма - будь то большевизм или неоязычество, представителями которого выступило молодое поколение арийцев, - Церковь порой ощущала свое бессилие и изоляцию. Он подчеркивает, что "возможность соглашения" с нацистами "в настоящее время исключена", и что нет никаких свидетельств "честных намерений" нацистов.

Второй документ, датированный 1939 годом, был обнаружен в архивах Гарвардского университета, среди бумаг высокопоставленного американского дипломатического чиновника Альфреда Клифорта. К этому времени кардинал Пачелли уже стал Папой. Клифорт рассказывает в своих записях о беседе, состоявшейся между ним и кардиналом Пачелли двумя годами раньше. "Кардинал заявил, что неизменно выступает против любого компромисса с национал-социализмом, и характеризует Гитлера не только как негодяя, не заслуживающего доверия, но и как законченного злодея. Он не верил в умеренность Гитлера", - подчеркивает Клифорт.

Историк Джеральд Фогэрти из Вирджинского университета, являющийся экспертом в вопросах ватиканской дипломатии, характеризуя найденные документы, заявил, что они дают ясное представление о том, что противником национал-социализма в 1930-е годы кардинал Пачелли был, прежде всего, потому, что нацисты нарушали права Церкви.

Свидетельства о жизни папы Пия XII в последние годы активно изучаются в Ватикане. По мнению наблюдателей, чиновники от Церкви будут теперь стремиться найти любое свидетельство, чтобы реабилитировать образ Пия XII, чтобы ускорить процесс его беатификации.