Разговор о жизни и смерти обретает особый смысл в период пасхальных и следующих за ними христианских праздников. Ведь Моление о Чаше, Распятие Христа и последующее Его Воскресение отражают мистерию жизни каждого человека, у которого будет и свой Гефсиманский сад, когда известие о смерти из философского умозрения станет реальным событием, будет и своя Голгофа, будет, вне сомнения, и возвращение в вечную жизнь. Отрицать ее может только лишь человек, который никогда серьезно не задумывался над тем очевидным обстоятельством, что не страх смерти родил миф о вечной жизни, а вечная, бессмертная природа нашего "я", нашего сознания, сопротивляется самой идее смерти, идее небытия.
О том, что же ждет человека после смерти, ссылаясь на мнение ученых, время от времени пишут светские СМИ (для религиозных изданий – это одна из главных тем). Ученые же, исследующие тему загробной жизни в различных культурах мира, отмечают, что сегодня образовался "вакуум представлений о потустороннем". Социолог Йорг Штольц утверждает, что "в христианских проповедях священники все меньше говорят о потусторонней жизни, а если и говорят, то все менее конкретно. Они предпочитают делать акцент на внутреннем мире, на духовности, на пережитом".
Между тем, именно религия, точнее даже, вера, а не формальная принадлежность к той или иной конфессии, может избавить человека от страха смерти. Ибо этот страх есть ничто иное, как ужас небытия. Сама мысль о прекращении существования неприемлема для бессмертного, вечного, как утверждают все духовные традиции мира, существа. Смерть же является только переходом в иное измерение бытия. При этом неважно, обещает религия воскрешение этого тела и вечную жизнь после страшного суда, или же она дает своим последователям знание о реинкарнации (что, кстати, проповедовали не только буддисты и индуисты, но и христиане первых веков), то есть длительном перевоплощении души из тела в тело, пока она наконец не достигнет совершенства и не вернется в Царство Бога.
Корреспондент сайта "Мир религий", обратившись к российским представителям пяти мировых религий с просьбой внести ясность в тему жизни после смерти, задал священнослужителям три вопроса:
– Что дает основания верить в наше бессмертие, кроме желания вечной жизни?
– Почему о загробной жизни существуют такие противоречивые мнения?
– Как ваша духовная традиция представляет загробную жизнь?
Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества Михаил Дудко: различное представление о загробной жизни во многом обусловлено нашими земными представлениями
Для нас, разумеется, главными источниками веры в вечную жизнь являются Священные писания. Бессмертная жизнь есть предмет веры, а вера – это главная добродетель христианина. Но помимо священных писаний существуют еще и свидетельства тех людей, которые побывали в загробном мире, а потом вернулись. Мы не отвергаем эти свидетельства о случаях клинической смерти, которые подтверждают ту истину, что за пределами земной жизни есть еще что-то, что жизнь человека не прекращается со смертью тела. Большего исследователи случаев клинической смерти, конечно, сказать не могут, но и это свидетельство очень важно.
Однако никакие посмертные опыты не могут в деталях рассказать о той жизни, которая ждет человека за пределами жизни земной. Это предмет откровения, предмет веры. Благодаря откровениям, мы знаем не только о том, что есть жизнь после смерти, мы говорим также о двух направлениях, по которым движется душа. Те, кто в земной жизни следовали праведному пути, идут в рай, те же, кто совершали преступления, будут за это наказаны в аду. Идея посмертного воздаяния за совершенные здесь дела, является основополагающей для христианского понимания загробной жизни.
Мы считаем, что не только душа бессмертна. Рано или поздно настанет конец этого мира и по свидетельству священных писаний души соединятся с телами. Каковы будут эти новые тела – нам неизвестно. Мы знаем только, что вот эта двусоставность – душа и тело – после окончания бытия этого мира будет восстановлена.
Различное представление о загробной жизни во многом обусловлено нашими земными представлениями. По большой мере эти представления обусловлены национальными традициями, личностью основателя религии, традициями самой религии и т.д. На представления о будущей жизни во многих религиях сильно влияет и то, как их последователи живут сейчас. То вожделенное, которого сейчас не хватает, к которому хочется стремиться, люди надеются получить в ином мире. Для христиан же посмертное воздаяние может быть только духовным, но во многих религиозных традициях оно вполне материально – это и пища, и вино, и женщины и так далее.
Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский: благодаря откровению Божьему мы имеем уверенность в том, что мы предназначены к созерцанию Бога
Откровение Божье говорит нам о том, что смерть – это вход в другую жизнь, в жизнь со Христом. Для христиан смерть имеет особе значение, ведь принимая крещение, мы на самом деле умираем со Христом на кресте и вместе с ним совоскресаем к жизни вечной. Поэтому вся земная жизнь христианина, это подготовка к встрече с Богом, созерцание Бога лицом к лицу. Смерть мы рассматриваем в контексте пасхальной тайны Христа, тайны искупления.
Различные мнения о внеземной жизни существуют в разных духовных традициях потому, что сама по себе смерть – это тайна. И все, что связано с тем, что будет после смерти, также является тайной. Говорить о ней мы можем только по аналогии, и аналогия наша будет несовершенной. Мы, христиане, веруем в воскресение плоти, в воскресение мертвых, гарантом чего является воскресение Христово, о чем, в частности, пишет апостол Павел.
Что касается сведений о жизни после смерти, то Церковь говорит нам о частичном и всеобщем суде, о состояниях созерцания Бога – рай и о состоянии отсутствия созерцания Бога – ад, а также о чистилище. Говоря о жизни после смерти, следует избегать земных представлений и категорий. Для нас это все равно покрыто мраком тайны. Но благодаря откровению Божьему мы имеем уверенность в том, что мы предназначены к созерцанию Бога.
Председатель Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской (Пятидесятники) Сергей Ряховский: наша духовная традиция идет дальше представлений о безоблачном времяпрепровождении в раю, об ухаживании за райскими деревьями и т.д. Там будет продолжение творческой силы Божьей
Для христианина основанием веры в вечную жизнь является, прежде всего, Евангелие, Воскрешение Христа, который сказал, что смерти нет. Результатом Воскрешения стало то, что ад потерпел поражение и все уверовавшие во Христа, получили надежду, если хотите, гарантию вечной жизни. Я не знаю ни одной христианской Церкви, которая верила бы в Иисуса Христа, и при этом не исповедовала вечную жизнь. Тот, кто не исповедует вечную жизнь в Иисусе Христе, не может называть христианином. Поэтому христианину для подтверждения бессмертия достаточно священных писаний – Ветхого и Нового Завета, Послания апостолов, Откровения Иоанна Богослова. Христос много об этом говорит, Он обещает нам приготовить обитель на небесах, где и будет нас ожидать. Обещает, что уверовавшие в него воссядут на престоле славы, и будут судить грех, нечестие.
Конечно же, то обстоятельство, что у различных духовных традиций разное представление о загробной жизни, свидетельствует о разнообразии внеземного мира. Но мне хотелось сказать о другом – на разные представления о загробном мире сильно повлияло язычество. Языческие верования обесценили вечную жизнь, превратив ее в некое наслаждение с гуриями и т.п.
Я ничего не имею против исламской традиции, к которой отношусь с большим уважением. Но, культы, вышедшие из Египта, Месопотамии, Рима, опошлили саму идею вечной жизни, на которую свет пролило христианство. Перекликаясь с иудаизмом, оно усиливает радость загробной жизни, которая будет не просто отдыхом на небе, а творчеством, созиданием дальнейшего бытия во всей вселенной. Бог-Творец, приглашая нас в вечность, не просто обещает времяпрепровождение в райском саду, хотя там будут песнопения во славу Божью. Важно понимать, что наше там пребывание будет деятельным, созидательным.
Наша духовная традиция идет дальше представлений о безоблачном времяпрепровождении в раю, об ухаживании за райскими деревьями и т.д. Там будет продолжение творческой силы Божьей, Церковь будет прославлена, она продолжит творить вместе с Творцом. Исполняясь духом святым, мы чуть-чуть прикасаемся к той славе, которую нам обещают на небесах. Это будет что-то лицом к лицу и когда мы это узнаем, то войдем в славу Божию. Но сейчас ту радость, то созидательное служение, то поклонение и общение, которое будет там, мы можем видеть лишь, как говорится в писании, сквозь тусклое стекло.
Зав. отделом науки Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин: любой человек живет между двумя пограничными состояниями – в надежде на милость Всевышнего и в опасении прогневить Его за какие-то греховные дела
Я думаю, что только опора на собственную религиозную традицию, понимание законов, по которым она живет, дает полное право считать, что человеческая жизнь не ограничена временем, отведенным нам в этом бытийном пространстве. Для мусульман нет сомнения, что после физической смерти душа человека переселяется в иной мир и ждет судного дня – воскресения. И только праведные поступки дают человеку надежду на то, что он попадет в рай. В противном случае, человека ждет гиена огненная. Каждой душе будет дано познать свое истинное предназначение только после судного дня, который в нашей традиции называется "день восстания".
По поводу того, что такое рай и что такое ад, существует огромная литература. Если говорить коротко, то рай гарантирует человеку отдохновение от тех проблем и забот, которые его преследовали в земной жизни. Ад – это место наказания для тех, кто вел неправедную жизнь в своем земном измерении. Участь такого человека незавидна.
Согласно исламской богословской традиции, любой человек живет между двумя пограничными состояниями – в надежде на милость Всевышнего и в опасении прогневить Его за какие-то греховные дела. Эти два крайние состояния и определяют жизненный путь человека – с одной стороны он надеется на то, что получит милость Всевышнего, поэтому старается каждый день совершать богоугодные поступки. С другой стороны, он постоянно чувствуя взгляд Всевышнего, страшится делать богопротивные дела: грешить, обманывать, изменять близким, предаваться различным излишествам и т.д.
Тайна вокруг загробной жизни существует потому, что человечество не прошло этот этап испытаний – день воскресения не наступил. Разные религиозные традиции, с одной стороны, опираются на предшествующий опыт, который изложен в известных богословских сочинениях. С другой стороны, они пытаются заглянуть в то далекое, которое еще нам не подвластно, поэтому в вопросе внеземной жизни и строятся такие различные прогнозы. Эти прогнозы могут базироваться только на работах, которые написаны в предыдущие времена.
Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган: рай и ад существуют на земле. И мы должны это понимать, должны жить в наших детях и в наших внуках. Говорят: еврей тот, чьи внуки евреи. Наши дети и внуки – это и есть то, что останется после нас
Иудаизм очень мало говорит о жизни после смерти. Может это связано с тем, что в Египте, откуда евреи ушли, на эту тему говорилось очень много. Настолько много, что в земной жизни уже и жить не хотелось. Поэтому в Пяти книгах Моисея очень редко упоминается внеземная жизнь, также мало значения в нашей традиции придается самим похоронам. Но со временем, правда, под влиянием других культур эта тема развилась и у евреев.
Возможно, самым главным основанием для веры в загробную жизнь является страх перед смертью. Но если этому вопросу начинают придавать уж слишком большое значение, то появляются шахиды, верящие в то, что они будут наслаждаться в раю. Лично я думаю, что рай и ад существуют на земле. И мы должны это понимать, должны жить в наших детях и в наших внуках. Говорят: еврей тот, чьи внуки евреи. Наши дети и внуки – это и есть то, что останется после нас.
Нет ничего удивительного, что разные религиозные традиции горят о загробной жизни не одно и тоже, у всех ведь разный опыт, разный климат, разный темперамент. Но у всех у нас есть нечто общее – это любовь к детям и осознание того, что они остаются после нас.
Постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санжай-лама: наше понимание этой проблемы основывается на учении об реинкарнации. Душа постоянно перерождается, покидая свое бренное тело, она получает тело новое
Тема бессмертия у нас в последнее время более всего обсуждается в связи с именем Грабового, который, обещая воскрешение, говорил родственникам умерших людей, что они родился в другой стране или даже в другом измерении. Но никаких доказательств предоставить он не мог.
Наше понимание этой проблемы основывается на учении об реинкарнации. Душа постоянно перерождается, покидая свое бренное тело, она получает тело новое. При этом в человеческом облике рождаются немногие, один на миллионы постоянно появляющихся в этом мире существ. Редкой душе за ее благие деяния выпадает удача родиться в теле разумного живого существа.
О том, что после смерти тела живое существо не умирает, свидетельствую священные писания, его Святейшество Лама говорит, что мы принимаем изложенные там истины, поскольку никто не смог их опровергнуть. Подтверждением тому, что живое существо после смерти рождается здесь снова, являются маленькие дети, которые вспоминают свою прошлую жизнь. Но со временем эта тонкая материя, благодаря которой возможно вспомнить предыдущее воплощение, утрачивается.
Разные религии описывают загробный мир в соответствии со своими традициями, поэтому и представление о внеземных мирах столь разнообразны.
Президент Центра обществ сознания Кришны в России Бхакти Вигьяна Госвами: мир, существующий за пределами нашего восприятия грубыми чувствами, огромен и разнообразен и разные души, попадая за пределы земного существования, получают различный опыт
Наше бессмертие подтверждается самыми различными доказательствами. Например, эмпирическими. Есть огромное количество данных о пережитых клинических смертях, которые дают основание считать, что со смертью тела сознание продолжает существовать в иной форме.
Существует также живой опыт святых людей при том из самых разных духовных и религиозных традиций. Своим бескорыстием и чистой жизнью эти святые свидетельствуют о том, что у них нет никаких причин лгать, и все они в один голос говорят о своем опыте вечности души.
Те, кто доверяет больше не эмпирике, а логике, могут обратиться к ведической философии. Она доказывает вечность души с помощью простого философского аргумента: "я наблюдаю изменения, происходящие в моем теле, которое превращается из тела младенца в тело старика, но сам факт того, что я могу эти изменения созерцать, означает, что я нахожусь вне изменений тела, ибо наблюдатель всегда должен быть в стороне". Можно привести множество других доказательств, но какой смысл? Если человек верит в вечность души, он эти доказательства примет, а если нет, то не примет, сколько бы доказательств ни приводилось.
О загробной жизни существуют такие противоречивые мнения, потому что загробная жизнь противоречива (так же как, впрочем, и "надгробная"). Задавать этот вопрос – все равно что удивляться, почему люди в Лондоне и Шанхае видят разные вещи. Если даже на земле столь различные условия для существования, то что уже говорить о других, невидимых нам мирах и измерениях. Мир, существующий за пределами нашего восприятия грубыми чувствами, огромен и разнообразен и разные души, попадая за пределы земного существования, получают различный опыт.
Все, кто родился, умрут. Это очевидно. Но не менее справедливо и обратное утверждение: все, кто умер, родятся вновь. Люди с большой неохотой признают первое утверждение, но почему-то отвергают второе, хотя нет ничего более естественного, чем принять его.
Душа накапливает карму и в соответствии с глобальным законом причин и следствий она должна будет отработать эту карму в какой-то следующей жизни, то есть отстрадать всю ту боль, которую она причинила другим, и сполна получить то счастье, которое она заслужила своими добрыми делами. "Что посеешь, то пожнешь" – это самый общий закон, управляющий как этой, так и загробной жизнью. Все остальное – детали. Но когда путы кармы спадают, то душа может обрести освобождение, то есть возвратиться в свое естественное духовное состояние бытия, где жизнь отвечает природе души, то есть, вечна, исполнена знания и блаженства. Каждая авторитетная религиозная традиция должна нацеливать человека на вечную жизнь в царстве Бога, давая ему понимание того, что этот, исполненный боли и страданий мир, не является нашим домом.