Израиль отмечает Пасху надежды и скорби
 
 
 
Израиль отмечает Пасху надежды и скорби
AP Photo

Евреи во всем мире отмечают Песах - иудейскую Пасху. В отличие от христиан, связавших с этим праздником идею воскресения, для евреев Песах остается праздником свободы.

О том, с какими чувствами встречают праздничные дни современные израильтяне, пишет сегодня итальянская La Stampa (перевод статьи публикует сайт InoPressa.Ru)

Люди собираются у домашнего очага, в кругу друзей, в гостиницах, в официальных заведениях, чтобы вместе съесть мацу - "горький хлеб", чтобы вспомнить о том, как когда-то евреи вырвались из египетского плена и Красное море расступилось перед ними.

"Чем отличается нынешний вечер от всех остальных?", - вопрос, содержащийся в одном из старых текстов, которые принято читать за пасхальным столом, проецируется сегодня на современность.

Два года назад в Парк-Отеле в Нетании был совершен крупный теракт, десятки людей погибли. Это послужило поводом для начала операции "Защитная стена".

В этом году, после ликвидации шейха Ясина десятки тысяч полицейских и солдат, среди которых много молодых людей, заканчивающих курсы военной подготовки, - пытаются предотвратить возможные инциденты, о которых предупредила разведка.

"Развлекайтесь, празднуйте Песах", - снова и снова повторяют представители властей. И молодежь прогуливается. Молодые люди идут на праздничный ужин, следуя от одного блокпоста к другому. На пропускных пунктах - бдительная охрана, одежда и сумки просвечиваются рентгеном.

По радио министр внутренних дел Шауль Мофаз читает письма солдат и адресует матерям и невестам песни, призывает их стойко переживать трудности.

По другому каналу начальник генштаба израильской армии Шауль Яалон отвечает в прямом эфире на всевозможные вопросы. Когда будет сокращен срок службы резервистов? - Пока об этом рано говорить, отвечает он, перечисляя множество аргументов. Отказники? - И такое случается, но ни один солдат не может думать о том, чтобы проводить собственную политику в стране, где правительство избрано путем выборов.

Несмотря на то, что в супермаркетах и других торговых центрах делается огромное число покупок, явственно видны признаки бедности, причиной которой стали три года интифады. Газеты говорят о первых успехах и переменах, произошедших после того, как министром экономики стал Нетаньяху.

В супермаркетах покупатели оставляют масло, печенье, торты, они их складывают в специальные контейнеры. Эти продукты предназначаются для помощи бедным. Благотворительные организации распределяют пакеты с предметами первой необходимости в соответствии с установленной очередностью: один из добровольных помощников называет, например, номер 935, если он не отвечает, то пакет передается следующему по списку.

По дорогам разъезжают грузовики, доставляющие старикам картофель, мацу, цыплят, связки бананов. Большая "машина солидарности" начала накануне развозить продукты больным, раненым, недееспособным. Пакеты доставляют в больницы, в заведения по оказанию помощи женщинам, пострадавшим от домашнего насилия, туда, где находятся больные, пострадавшие от терактов. Организуются ужины для пострадавших, на которых они могут побыть с родственниками.

По радио звучит вопрос, обращенный к иммигрантам из разных частей света: "Мы сегодня будем читать священные писания, - говорит журналист, - "мы были рабами в Египте: а сегодня мы свободны. Как у нас живется вам - нашим гостям?"

Иммигранты, как и в любой другой стране, жалуются и протестуют. Журналист переживает. Шарон выступил с обращением к правым: началась его кампания по уходу из сектора Газа, он пытается заручиться поддержкой поселенцев, он просит следовать за ним, и получает поддержку, как ни странно со стороны левых.

На праздничный ужин в Иерусалиме в отель "Оливковое дерево" прибудут 80 гостей. Это, в основном, жертвы терактов. Будут и те, кому посчастливилось уцелеть в Парк-отеле: на седер приглашена девушка, которая не знала, с кем провести тот вечер, и взяла с собой родителей.

Нынешний пасхальный седер (распорядок пасхальной церемонии - прим. ред.) будет отличаться от обычного: будет Хаггада (сборник текстов для чтения за пасхальным столом - прим. ред.) со стихами Милана Кундера и Мартина Лютера Кинга, будет Хаггада скорби по тем, кого уже нет, будет Хаггада, посвященная солдатам, в которой говорится о том, что они далеко от дома, переживают тяготы и лишения.

В некоторых киббуцах будет прочитана Хаггада, пожалуй, наиболее символичная из всех иных текстов этого рода. Она была написана в 1949 году, в год основания еврейского государства. В ней дается ответ на вопрос, уже упоминавшийся выше: "Чем отличается эта ночь от других ночей?" - "В другие ночи, пока мы не пришли в эту страну, мы подчинялись чужым враждебным законам: а теперь мы в своей стране, где мы возделываем землю и заставляем цвести пустыни".