В итальянском городе Ассизи накануне были представлены публике фрески Чимабуэ в базилике Святого Франциска Ассизского, сильно пострадавшие во время землетрясения 26 сентября 1997 года
 
 
 
В итальянском городе Ассизи накануне были представлены публике фрески Чимабуэ в базилике Святого Франциска Ассизского, сильно пострадавшие во время землетрясения 26 сентября 1997 года
Архив NEWSru.com

В итальянском городе Ассизи накануне были представлены публике фрески Чимабуэ в базилике Святого Франциска Ассизского, сильно пострадавшие во время землетрясения 26 сентября 1997 года.

"Когда подземные толчки прекратились и мы вошли внутрь базилики, нашим глазам предстала гора обломков: фрагменты драгоценных росписей Джотто и Чимабуэ были перемешаны с кусками кирпичей и штукатурки. Сначала казалось, что все потеряно безвозвратно", - приводит РИА "Новости" рассказ профессора Джузеппе Базиле из Центрального института реставрации (ICR) в Риме, возглавившего реставрационные работы.

"Я был одним из первых, кто попал внутрь базилики. У меня было такое впечатление, что дело безнадежно. Но свершилось чудо - росписи, хотя бы частично, удалось спасти. Утопия стала реальностью", - подтвердил слова профессора Базиле министр культурного наследия Италии Рокко Буттильоне, приехавший на торжественное открытие отреставрированных фресок.

Хуже всего пришлось росписям на своде базилики. Стены с живописным циклом Джотто, посвященным житию святого Франциска, удалось привести в порядок уже к Рождеству 2000 года, но над потолком реставраторам пришлось трудиться почти девять лет. Сначала все осколки были каталогизированы, потом с помощью специальной компьютерной программы начали собирать "паззл" из нескольких сотен тысяч фрагментов.

К 2002 году удалось восстановить по кусочкам фреску Джотто с изображением святого Иеронима, а к 2006 году завершились работы над "Святым Матфеем" Чимабуэ, 20 тысяч фрагментов которого были вновь размещены на потолочном своде. К сожалению, несмотря на упорный труд команды реставраторов, собранной из лучших научных институтов и университетов Италии, очертания фигуры евангелиста едва прослеживаются, однако, как утверждает профессор Базиле, а с ним и все специалисты, участвовавшие в работах, "это невероятно важно для понимания общего живописного контекста базилики".

"Реставрация - точная наука, в которой итальянцы - лучшие в мире специалисты. И эти фрагменты были закреплены на сводах по крайне строгим научным критериям", - сказал министр Буттильоне.

Для того чтобы будущие посетители смогли все-таки получить представление о том, какой базилика была до землетрясения, на основании сделанных до катастрофы фотографий была создана трехмерная компьютерная модель свода. Перед глазами посетителя, надевшего специальные очки, эта модель будет с помощью лазерной проекции накладываться на ныне существующие остатки росписи. В настоящий момент ведется разработка таких очков, которые должны быть максимально легкими и необременительными.

Всего на восстановление базилики Святого Франциска ушло более двух миллионов евро, из них 450 тысяч - только на "Святого Матфея". Расчищать, восстанавливать и собирать по кусочкам пришлось более 180 квадратных метров росписей, и десятки квалифицированных реставраторов (с помощью нескольких десятков студентов реставрационных институтов) потратили на это более 160 тысяч рабочих часов. Базилика Святого Франциска в Ассизи, возведенная в XIII веке (освящение состоялось в 1253 году) - один из важнейших памятников Раннего Возрождения. Она состоит из двух зданий - верхнего и нижнего. В нижней базилике стены расписывали такие знаменитые мастера, как Симоне Мартини и Чимабуэ. В верхней базилике также имеются фрески Чимабуэ, а на стенах нефа Джотто с учениками в 1296-1304 годах изобразили житие святого Франциска Ассизского в цикле из 28 фресок.