Митрополит Алимпий и Патриарх Алексий II
 
 
 
Митрополит Алимпий и Патриарх Алексий II
LENTA.RU

О примирении старообрядцев с Русской Православной Церковью, возглавляемой Патриархом Алексием II, "не может идти и речи". Об этом заявил помощник митрополита Алимпия (Гусева) - главы Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ).

Главной причиной тому помощник назвал "обрядовые противоречия и разный взгляд на вопрос участия Церкви в политической жизни страны." По его мнению, "Церковь не должна быть политическим орудием". Кроме того, у РПСЦ существуют к РПЦ и серьезные имущественые претензии.

По словам помощника митрополита Алимпия, как Московская Патриархия, так и светские власти не желают возвращать старообрядческим приходам их имущество. В качестве примера он привел московский храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, в котором находится ресторан. Кроме того, колокол весом в три тонны, на котором есть надпись о принадлежности старообрядческой общине Рогожской слободы, водружен на новую колокольню Казанского собора.

В марте 1998 году Гохран (Государственное хранилище ценностей) России передал Московской Патриархии около 560 предметов церковной утвари, включая иконы. По утверждению помощника Алимпия, 70 из них - старообрядческие. Он добавил, что в случаях, когда храм или икона созданы до XVII века, определить, кому они должны принадлежать, довольно сложно. Поэтому старообрядцы выступают за постепенное улаживание имущественного вопроса.

Раскол в русском православии возник в ХVII веке как протест против реформы патриарха Никона, направленной на установление единообразия богослужебных чинов и обрядов с теми, что существовали в восточных православных Церквах.

200 лет назад Святейший Синод принял решение о воссоединении с Церковью обратившихся из раскола. Этой части старообрядцев, получивших название единоверцев, было предоставлено право отправлять богослужение с соблюдением старых русских обрядов. А в 1971 году РПЦ отменила клятвенный запрет (анафему) как на сами обряды, так и на придерживающихся их православных христиан. Однако раскол и сегодня продолжает существовать - теперь уже не столько из-за обрядовых противоречий, сколько из-за имущественных споров. Проблема преодоления раскола приобрела дополнительную остроту после того, как 27 ноября в Успенском соборе Кремля священники-старообрядцы (единоверцы) впервые отслужили молебен древним чином в присутствии иерархов РПЦ.