Для православных верующих в России 6 января наступил Рождественский сочельник, канун Рождества Христова. В этот день завершается четырехнедельный пост, во время которого они готовились к великому празднику, исповедуясь, причащаясь и стараясь подойти к моменту памяти о появлении на свет Спасителя Мира более совершенными внутренне.
В канун Рождества принято не принимать пищу - "до первой звезды". Эта традиция связана с преданием о появлении Звезды Вифлеемской, возвестившей о рождении Иисуса Христа. Вифлеемскую звезду в храмах сегодня символизирует свеча перед алтарем, которую зажигают в конце богослужения Сочельника около полудня. Хотя в церковном уставе установление об особом посте не записано, многие люди эту традицию соблюдают.
Разговляться после поста принято сочивом или кутьей - зернами размоченной пшеницы с медом и фруктами - в соответствии с обычаем, когда готовящиеся к принятию крещения, намереваясь совершить его в Рождество Христово, готовились к таинству постом, а после крещения вкушали мед - символ сладости духовных даров. От слова "сочиво" и пошло название сегодняшнего дня - "сочельник".
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил сегодня утром литургию в храме Христа Спасителя, а в ночь на 7 января он возглавит там праздничное рождественское богослужение, которое напомнит о великом событии, с которого начался отсчет новой эры человечества. Ожидается, что в крупнейшем православном соборе столицы в эту ночь, как и в предыдущие годы, соберется более пяти тысяч человек.
В рождественском обращении к верующим глава Русской церкви призвал их к милосердию и снисходительности.
Праздничное богослужение будет совершено ночью и утром более чем в 30 тысячах храмах Русской православной церкви по всему миру. Вместе с РПЦ Рождество в ночь с 6 на 7 января (по Юлианскому календарю, или по старому стилю) готовятся встретить Грузинская, Сербская, Иерусалимская Церкви, афонские монастыри, а также католики восточного обряда (Украинская греко-католическая церковь) и некоторые протестанты, придерживающиеся Юлианского календаря.
Все остальные 11 православных церквей уже отпраздновали Рождество, как и большинство католиков и протестантов, в ночь с 24 на 25 декабря. Но они пользуются не "католическим" Григорианским календарем, а так называемым Новоюлианским - пока он совпадает с Григорианским. Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году.
Календарная реформа, заменившая Юлианский стиль на Григорианский, была предпринята в XVI веке при папе Римском Григории XIII, по имени которого и получил свое название новый календарь. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.
В 1923 году по инициативе Константинопольского патриарха состоялось совещание православных церквей, на котором в этих же целях, а отчасти и для того, чтобы сделать шаг навстречу англичанам, в то время оккупировавшим Стамбул, было принято решение исправить Юлианский календарь. Русская православная церковь, которая в это время испытывала гонения под властью большевиков, не смогла участвовать в этом совещании.
Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на Новоюлианский календарь, но это вызвало протесты в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее чем через месяц. В Греции новый календарь закрепился, хотя и вызвал многочисленные выражения недовольства и даже породил продолжающийся доныне церковный раскол. Кроме того, последовать календарной реформе наотрез отказались афонские монашеские обители и Иерусалимская церковь.
Расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского - за 3 тысячи 333 года, а Новоюлианского - за 40 тысяч лет.
В Московском патриархате неоднократно говорили, что сейчас вопрос о перемене календарного стиля перед Русской церковью не стоит, поскольку Юлианский календарь дорог церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни. Правда, некоторые приходы РПЦ в дальнем зарубежье, состоящие преимущественно из местных жителей, отмечают Рождество по новому календарю.
Телевизионную трансляцию ночных богослужений из храма Христа Спасителя по традиции проведут два центральных канала - "Первый" и "Россия", а также православный спутниковый канал "Спас" (он включен в пакет Карбина-ТВ и его можно посмотреть через интернет). Богослужения будет комментировать кандидат богословия Николай Иванович Державин. Ночную службу из кафедрального Казанского собора Санкт-Петербурга покажет "5-й канал".
Телевидение и радио подготовило несколько рождественских передач, сообщает ИТАР-ТАСС. "Радио России" в ночном эфире расскажет о том, как праздник отмечают в разных храмах России с прямыми включениями с мест. На "Первом" сразу после ночной трансляции - премьера "Святые ХХ века" о хирурге-архиепископе, жившем в сталинские времена, о духовной матери Юрия Гагарина. А телеканал "Россия" ночью покажет подряд сразу три христианских фильма - "Остров" и "Дирижер" Павла Лунгина, а также "Чудо" Александра Прошкина. На канале "Культура" вечером - лента "Инокиня", получившая гран-при фестиваля документального кино "Россия".
7 января канал "ТВ Центр" покажет рождественское телеобращение к россиянам патриарха Кирилла.
В вечерней программе радио "Орфей" прозвучат записи "Мессы" Якоба Клемента, фрагмент оратории "Детство Христа" Гектора Берлиоза, а в полночь - "Литургия Иоанна Златоуста" Сергея Рахманинова. Ночью и днем 7 января прозвучит музыка на темы Рождества Чайковского, Джованни Пьерлуиджи да Палестрины, Баха, Генделя.
На сцене Большого театра России три дня подряд - рождественская сказка, балет "Щелкунчик". А в Московском доме музыки 9 января откроется Третий Международный Рождественский фестиваль.
Праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвещает искупительный подвиг Иисуса Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.
Согласно евангельскому преданию, когда правивший Иудеей римский император Август объявил перепись населения, и каждый должен был записаться именно там, откуда он был родом, праведный Иосиф отправился с обрученной ему Девой Марией в свой родной город Вифлеем. В гостинице не оказалось свободных мест, Иосиф и Мария нашли приют в пещере, куда загоняли домашних животных (на древнеславянском - вертеп). В этом вертепе и родился Спаситель. Младенца Богородица положила в ясли.
Первыми поклониться воплотившемуся Богу пришли пастухи, извещенные Ангелом. Вслед за ними пришли волхвы (восточные мудрецы-язычники), узнавшие о свершившемся чуде по появлению на небе необычной звезды.