Для православных верующих в России 6 января наступил Рождественский сочельник, канун Рождества Христова. В этот день завершается четырехнедельный пост, во время которого они готовились к великому празднику, исповедуясь, причащаясь и стараясь подойти к моменту памяти о появлении на свет Спасителя Мира более совершенными внутренне.
В канун Рождества принято не принимать пищу - "до первой звезды". Эта традиция связана с преданием о появлении Звезды Вифлеемской, возвестившей о рождении Иисуса Христа. Вифлеемскую звезду в храмах сегодня символизирует свеча перед алтарем, которую зажигают в конце богослужения Сочельника около полудня. Хотя в церковном уставе установление об особом посте не записано, многие люди эту традицию соблюдают.
Разговляться после поста принято сочивом или кутьей - зернами размоченной пшеницы с медом и фруктами - в соответствии с обычаем, когда готовящиеся к принятию крещения, намереваясь совершить его в Рождество Христово, готовились к таинству постом, а после крещения вкушали мед - символ сладости духовных даров. От слова "сочиво" и пошло название сегодняшнего дня - "сочельник".
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил сегодня утром Божественную литургию святого Василия Великого в московском кафедральном соборном храме Христа Спасителя, сообщает пресс-служба предстоятеля РПЦ, а в ночь на 7 января он возглавит там праздничное рождественское богослужение, которое напомнит о великом событии, с которого начался отсчет новой эры человечества. Ожидается, что в крупнейшем православном соборе столицы в эту ночь, как и в предыдущие годы, соберется несколько тысяч человек.
Праздничной ночью во всех храмах РПЦ будет оглашено послание патриарха Кирилла на Рождество 2015 года. "Бог стал человеком, чтобы человек стал богом", - цитирует текст обращения ТАСС.
"Родившись в Вифлееме, Господь рождается в наших сердцах и пребывает с нами, если мы храним верность Ему и основанной Им Церкви. Он с нами, когда мы творим добрые дела. Он с нами, когда мы помогаем ближним. Он с нами, когда мы примиряем враждующих. Он с нами, когда мы прощаем и не помним зла", - подчеркивает глава Русской церкви.
Патриарх Кирилл обращает внимание на главное условие близости с Богом - "участие в Таинстве Благодарения, Святой Евхаристии" во время литургии. Предстоятель РПЦ призывает быть христианами не номинально, а по образу жизни.
Наступивший 2015 год ознаменован празднованием 1000-летия преставления крестителя Руси, святого равноапостольного князя Владимира, подчеркивает патриарх и отмечает, что это святое имя связывает Россию, Украину, Белоруссию и все страны исторической Руси. "Именно ему мы обязаны тем, что являемся носителями высокого христианского звания и в совокупности составляем единую семью православных братских народов исторической Руси, - убежден патриарх. - И никакие временные треволнения и испытания, никакие внешние силы не смогут расторгнуть эти многовековые духовные и культурные связи наследников киевской крещальной купели".
Особое место в Рождественском послании 2015 года уделено современной ситуации на Украине. По мнению патриарха, молитва и следование Божией заповеди о любви - путь умиротворения. "В эти святые рождественские дни молитвы всей церковной полноты и моя сугубая молитва о мире на украинской земле", - подчеркивает патриарх Кирилл. Он отмечает миротворческую миссию Русской церкви "вне зависимости от места проживания своих чад, их политических взглядов или предпочтений".
С 2015 года литургия на Рождество во всех храмах РПЦ будет совершаться с открытыми царскими вратами
С нынешнего года патриарх Кирилл благословил во всех храмах РПЦ в праздник Рождества совершать Божественную литургию с открытыми царскими вратами. В патриаршем указе от 31 декабря 2014 года говорится: "Учитывая особое миссионерское значение праздничного богослужения, в день Рождества Христова во всех храмах Русской православной церкви благословляется ежегодно совершать Божественную литургию с отверстыми царскими вратами по "Отче наш..." (после оглашения молитвы "Отче наш". - Прим. ред.)
В Русской церкви принято в определенные моменты богослужения закрывать царские врата. Исключения составляют только литургии на Пасху и во всю Светлую седмицу, а также литургии, совершаемые архиереями. Также такое благословение есть у некоторых протоиереев, получивших по ходатайству своего правящего архипастыря особый указ патриарха, говорится в документе разосланном Управлением делами Московской патриархии во все епархии РПЦ.
Праздничное богослужение будет совершено ночью и утром более чем в 30 тысячах храмах Русской православной церкви по всему миру. Вместе с РПЦ Рождество в ночь с 6 на 7 января (по Юлианскому календарю, или по старому стилю) готовятся встретить Грузинская, Сербская, Иерусалимская Церкви, афонские монастыри, а также католики восточного обряда (Украинская греко-католическая церковь) и некоторые протестанты, придерживающиеся Юлианского календаря.
Все остальные 11 православных церквей уже отпраздновали Рождество, как и большинство католиков и протестантов, в ночь с 24 на 25 декабря. Но они пользуются не "католическим" Григорианским календарем, а так называемым Новоюлианским - пока он совпадает с Григорианским. Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году.
Календарная реформа, заменившая Юлианский стиль на Григорианский, была предпринята в XVI веке при папе Римском Григории XIII, по имени которого и получил свое название новый календарь. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.
В 1923 году по инициативе Константинопольского патриарха состоялось совещание православных церквей, на котором в этих же целях, а отчасти и для того, чтобы сделать шаг навстречу англичанам, в то время оккупировавшим Стамбул, было принято решение исправить Юлианский календарь. Русская православная церковь, которая в это время испытывала гонения под властью большевиков, не смогла участвовать в этом совещании.
Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на Новоюлианский календарь, но это вызвало протесты в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее чем через месяц. В Греции новый календарь закрепился, хотя и вызвал многочисленные выражения недовольства и даже породил продолжающийся доныне церковный раскол. Кроме того, последовать календарной реформе наотрез отказались афонские монашеские обители и Иерусалимская церковь.
Расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского - за 3 тысячи 333 года, а Новоюлианского - за 40 тысяч лет.
В Московском патриархате неоднократно говорили, что сейчас вопрос о перемене календарного стиля перед Русской церковью не стоит, поскольку Юлианский календарь дорог церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни. Правда, некоторые приходы РПЦ в дальнем зарубежье, состоящие преимущественно из местных жителей, отмечают Рождество по новому календарю.
Телевизионную трансляцию ночных богослужений из храма Христа Спасителя по традиции проведут два центральных канала - "Первый" и "Россия", а также православные каналы "Спас" и "Союз". Ночную службу из кафедрального Казанского собора Санкт-Петербурга покажет "5-й канал", сообщает ТАСС.
Телевидение и радио подготовили несколько рождественских передач. В эфире "Радио России" - праздничная программа "Россия встречает Рождество". Радиостанция "Орфей" предложит рождественские песнопения русских композиторов и колядки, в том числе украинские.
Телеканал "Культура" в течение сегодняшнего дня покажет четыре фильма о старцах XX века - Иоанне Крестьянкине, Николае Гурьянове, архиепископе Иоанне Шаховском и об архимандрите Гаврииле Ургебадзе, который в конце 2014 года внесен в святцы Русской православной церкви. Серию рождественских передач подготовил новый телеканал "Царьград", его можно смотреть через интернет на Youtube.
На ТВ-Центре утром 6 января можно было увидеть традиционную программу "Православная энциклопедия". 7 января этот канал покажет Рождественское телеобращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к россиянам. А в Московском доме музыки 9 января откроется Пятый Международный Рождественский фестиваль.
Праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвещает искупительный подвиг Иисуса Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.
Согласно евангельскому преданию, когда правивший Иудеей римский император Август объявил перепись населения, и каждый должен был записаться именно там, откуда он был родом, праведный Иосиф отправился с обрученной ему Девой Марией в свой родной город Вифлеем. В гостинице не оказалось свободных мест, Иосиф и Мария нашли приют в пещере, куда загоняли домашних животных (на древнеславянском - вертеп). В этом вертепе и родился Спаситель. Младенца Богородица положила в ясли.
Первыми поклониться воплотившемуся Богу пришли пастухи, извещенные Ангелом. Вслед за ними пришли волхвы (восточные мудрецы-язычники), узнавшие о свершившемся чуде по появлению на небе необычной звезды.