По словам Сергея Ковалева, закон содержит перечень действий, которые его авторы рассматривают как "экстремистские", однако определение самого экстремизма дается весьма расплывчато Новый закон ломает функцию защиты общественных объединений, которая содержится в либеральном законе об общественных объединениях, считает Лев Левинсон
 
 
 
По словам Сергея Ковалева, закон содержит перечень действий, которые его авторы рассматривают как "экстремистские", однако определение самого экстремизма дается весьма расплывчато
Архив NTVRU.com
 
 
 
Новый закон ломает функцию защиты общественных объединений, которая содержится в либеральном законе об общественных объединениях, считает Лев Левинсон
Архив NTVRU.com

Все положения проекта нового Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", касающиеся деятельности общественных организаций, распространяются и на религиозные объединения. Об этом, по информации "Благовест√инфо", сообщили участники пресс√конференции "Спецзакон об экстремизме: надзор за гражданским обществом", состоявшейся в Институте развития прессы в Москве.

Перед журналистами выступили депутат Государственной Думы РФ Сергей Ковалев, директор Института прав человека Валентин Гефтер и эксперт Института прав человека Лев Левинсон.

В частности, законопроект "О противодействии экстремистской деятельности" содержит положения, позволяющие регистрирующему органу, а также правоохранительным "и иным государственным органам" приостановить деятельность любой общественной (религиозной) организации не в судебном порядке, а с момента обращения в суд. Таким образом, нормативно вводится в практику то, что юристы называют "превентивным наказанием", сообщили участники пресс√конференции.

По словам Сергея Ковалева, закон содержит перечень действий, которые его авторы рассматривают как "экстремистские", однако определение самого экстремизма дается весьма расплывчато. Что касается перечня "экстремистских действий", то они дублируют статьи Уголовного кодекса , например, 282 ("возбуждение национальной, расовой или религиозной розни"), 148 ("воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания"), 149 ("воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них"). Под экстремизмом авторы проекта понимают "противоправные действия по воспрепятствованию законной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления".

Говоря о том, зачем понадобилось это "дублирование" и почему "не хватило действующего законодательства", участники пресс√конференции пришли к выводу, что в данном случае происходит "удвоение уголовной ответственности", т.е. появляется возможность применять в практике статьи сразу из двух законов.

По мнению выступавших, законопроект направлен на то, чтобы поставить под контроль деятельность общественных, а также религиозных организаций. "Новый закон ломает функцию защиты общественных объединений, которая содержится в либеральном законе об общественных объединениях", - считает Лев Левинсон. Законопроект дает возможность спецслужбам расправиться с "неугодными" организациями. По словам Валентина Гефтера, по этому закону можно отнести к "экстремистской деятельности" экологические акции "Гринпис", демонстрации антиглобалистов, "марши Иисуса" и антивоенные марши, ряд выступлений общества "Мемориал".

Что касается скинхедов, то "кампания" вокруг них была "рекламной", считает Лев Левинсон. "Сначала скинхедов выпустили, а потом стали убеждать общество, что нужен закон об экстремизме", - заявил он.

По словам участников пресс√конференции, разработчики закона первоначально планировали внести соответствующие изменения в закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", однако после протестов со стороны Русской Православной Церкви и Совета муфтиев России было решено закон о свободе совести "не трогать".
Отдельная статья законопроекта посвящена интернету. В ней, в частности, говорится о том, что "не допускается размещение материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности", а в случае их появления "лицо, являющееся администратором либо провайдером сайта, обязано незамедлительно принять меры к их удалению с сайта".

Законопроект "О противодействии экстремистской деятельности" был внесен в Государственную Думу РФ от имени Президента РФ. Уже в течение июня планируется рассмотреть его в трех чтениях.