Алексей Малашенко, эксперт Московского центра Карнеги попытался представить, каков будет ислам в России в 2020 году, сообщает Би-Би-Си.
Одним из направлений завершившейся 15 лет тому назад "перестройки" явился религиозный ренессанс, оказавший огромное воздействие на ментальность российских мусульман, приведший к политизации ислама, обостривший этноконфессиональные отношения.
Сегодня по данным переписи 2002 года, в РФ проживают 14,5 млн "этнических мусульман", к которым следует добавить свыше 3 млн мусульман-мигрантов из ближнего зарубежья.
Выходцы из мусульманской среды - чеченцы, татары, азербайджанцы входят в элиту российского бизнеса. Среди мусульман немало политиков общероссийского масштаба. Несмотря на ведомый ими сугубо светский образ жизни, подавляющее их большинство, так или иначе, идентифицируют себя с мусульманской традицией, хотя и не следует тому, что принято называть исламским образом жизни.
Ислам в разной степени и в разные периоды оказывал и оказывает влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. Исламский фактор невозможно игнорировать и при формировании внешнего курса.
Что можно ожидать еще через 15 лет, т.е. в 2020 году?
Сегодня модно делать прогнозы на 2050 г., но вряд ли большинство их авторов сумеет лично убедиться в своей правоте. 2020 г. же не за горами. И потому есть возможность самому узнать, насколько ты оказался прав.
Каждый пятый
Итак, каким видится российское мусульманство спустя 30 лет после возникновения новой России?
Количество мусульман возрастет, и при нынешних темпах роста народонаселения, прежде всего на Северном Кавказе, а также с учетом миграции может составить 25 млн человек. С учетом, того, что общее число российских граждан понизится примерно до 130 млн человек "мусульманский процент" достигнет 17-19 (как с учетом миграции, так и без учета оной).
Одновременно произойдет внутренняя реструктуризация мусульман, и большинство среди них составят кавказцы. Возрастет в абсолютных и относительных показателях число выходцев с Кавказа, осевших в российских городах.
Рельефнее, чем сегодня обозначатся две противоположные тенденции: с одной стороны, - дисперсия мусульман, прежде всего тех же кавказцев в российском обществе; с другой - их стремление сохранить свою идентичность, этнический характер - особенно на первом этапе - своего бизнеса.
Отсюда возможно появление нового поколения политиков, которые будут представлять интересы различных групп исходя из этнконфессиональной принадлежности.
Возможно возникновение квазирелигиозных движений. (Нечто подобное имело место в 90-е годы, но, создание авторитетной общероссийской партии с социально-исламской мотивацией так и не состоялось). Этим движениям не будут присущи сепаратистские настроения.
России, как и всему остальному миру, не удастся "избавиться" от радикального ислама, который продолжит свое существование под разными вывесками - ваххабизм, исламизм, фундаментализм. Наиболее ярко выраженным он останется на Северном Кавказе.
Однако очаги религиозного радикализма сохранятся и в мусульманском Поволжье, что связано с пропоповеднической деятельности нового поколения духовенства, прошедшего обучения в арабских странах.
Нужен диалог
Увы, но и через 15 лет терроризм под религиозными лозунгами останется бедствием России, и не только ее.
Однако даже, несмотря на эти обстоятельства, власти (видимо, и центральной) придется вступить в систематический диалог с умеренной частью исламистов.
В этноконфессиональных отношениях сохранится определенная напряженность, сопровождающаяся прямыми столкновениями.
Такую ситуацию мы наблюдаем уже сегодня. И если администрации всех уровней, руководители этнических общин, авторитетные священнослужители займут выжидательную позицию, такого рода конфликты станут более частыми и жестокими (вплоть до "минивойн").
Возрастет исламофобия, которая закрепится в политическом и бытовом сознании и поведении значительной части российских граждан. Ее росту, помимо проблем в этноконфессиональных отношения продолжит способствовать взаимная предубежденность Запада и мусульманского мира.
Итак, Россия не станет мусульманской, чем пугают нас некоторые современники - политологи и писатели. Но "исламский фактор" в ее жизни ее общества, в формировании ориентации различных политических групп станет более заметным.