Папа готов заключить православных в свои объятия, но хотят ли они этого?
 
 
 
Папа готов заключить православных в свои объятия, но хотят ли они этого?
Heute.de

Накануне в рабочей резиденции в Чистом переулке в Москве Патриарх Алексий II встретился с новым послом РФ в Ватикане Николаем Садчиковым. Основной темой разговора стали вопросы взаимоотношений Русской православной и Римско-католической Церквей в связи с "униатским вопросом" на Украине.

В эти дни Ватикан также проявил заинтересованность в развитии православно-католического диалога, отмечает в сегодняшней публикации "Независимая газета" (НГ). Впервые со дня своего официального вступления на Святой Престол Бенедикт XVI назвал диалог с православными Церквами "особо настоятельной задачей" и даже "срочным делом" своего понтификата. Об этом говорится в обнародованном накануне послании, которое наместник святого Петра направил участникам проходящего в эти дни в итальянском городе Ассизи православно-католического симпозиума, посвященного вопросам литургического единства Церквей и его роли в экуменическом диалоге. В своем обращении Бенедикт XVI выразил надежду на дальнейшее развитие межцерковного диалога "в целях преодоления существующих разногласий".

По мнению аналитиков, смысловым ядром опубликованного обращения могут служить следующие слова понтифика: "Достижение полного евхаристического единства христиан (совместного причастия и служения литургии – прим. ред.) должно быть целью для всех, кто принадлежит Римско-католической церкви". Бенедикт XVI сделал акцент на том, что в современной ситуации именно литургическое единство может стать основой для "полного и зримого" преодоления многовекового раскола. Понтифик признается, что факт отсутствия совместных богослужений делает единство труднодостижимым.

Между тем слова о необходимости активного диалога с православием уже звучали из уст Бенедикта XVI как с момента его избрания на папский престол, так и до его официальной интронизации. Девятый по счету экуменический симпозиум в Ассизи, по сути, призван лишь еще раз подчеркнуть, что такой диалог ведется. Один из организаторов симпозиума председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер заявил в интервью Радио Ватикана об улучшении отношений с православными. Положительно оценил перспективы диалога между Ватиканом и Русской православной церковью (РПЦ) и глава российских католиков архиепископ Тадеуш Кондрусевич. В качестве наглядного примера он привел недавнее посещение представителями РПЦ богослужения, посвященного освящению католического храма в Петрозаводске. Однако реальное положение дел складывается не так хорошо, как этого хотелось бы Ватикану.

Следует отметить, что заявление Папы Римского о необходимости литургического единства фактически совпало по времени с перенесением кафедры архиепископа украинских греко-католиков (униатов) из ее исторического центра – Львова в традиционно православный Киев. Это событие вызвало негативную реакцию всех без исключения глав поместных православных Церквей, и в нынешней ситуации оно абсолютно дезавуирует заявление понтифика, призвавшего к литургическому единству Восточную и Западную Церкви.

Напомним, что недавно Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в целом положительно оценив декларируемую Бенедиктом XVI приверженность идее преодоления раскола между Церквами, подчеркнул, что в деле восстановления церковного единства необходимы конкретные шаги со стороны Ватикана, и в частности отказ от миссионерской деятельности Римско-католической церкви в отношении традиционно православного населения России. В свете же обострившейся "униатской проблемы" заявления Ватикана о литургическом единстве Церквей как о важнейшем шаге в деле объединения могут быть расценены как очередная декларация приверженности Святого Престола именно "униатскому" пути преодоления раскола. Этот путь сводится к литургическому единству при фактическом вытеснении фундаментального для дела восстановления единства вопроса о главенстве Папы в Церкви.

Положительная оценка, данная главой российских католиков архиепископом Тадеушем Кондрусевичем современному состоянию отношений между Ватиканом и Русской православной церковью, полностью отлична от оценки этих отношений со стороны не только православных иерархов, но и православной общественности. Так, в своем обращении к Патриарху Алексию II, датируемом 22 августа нынешнего года, члены Союза православных граждан назвали именование Православной церкви "Церковью-сестрой" "иезуитским лицемерием" Ватикана, а экуменическое движение, поддерживаемое Римом, и в частности Папой Бенедиктом XVI, – не чем иным, как "способом присоединения всех конфессий к Римскому Престолу", участие в котором Русской православной церкви является ошибочным.

Вряд ли подобные заявления из Москвы стоит игнорировать Ватикану – попытка "сидения на двух стульях", сочетание экуменической риторики с деятельной поддержкой "униатской модели объединения Церквей" может привести к одностороннему прекращению участия Русской православной церкви в экуменических программах. В таких условиях "особо настоятельная задача", которую провозгласил Бенедикт XVI, вряд ли будет решена, заключает НГ.