Исчезнувший 20 лет назад Панчен-лама "живет нормальной жизнью" и не хочет, чтобы его беспокоили
 
 
 
Исчезнувший 20 лет назад Панчен-лама "живет нормальной жизнью" и не хочет, чтобы его беспокоили
Reuters

Исчезнувший 20 лет назад Панчен-лама "живет нормальной жизнью" и не хочет, чтобы его беспокоили, заявил накануне журналистам представитель Объединенного народного фронта Тибетского автономного района КНР Норбу Данцхаб, сообщает Reuters.

В традиции тибетского буддизма Панчен-лама - это второе после Далай-ламы лицо в ламаистской иерархии. Это титул наставников далай-лам.

Институт панчен-лам существует уже много веков. Однако с конца XIX и до середины ХХ века возрастало соперничество между Далай-ламой и Панчен-ламой за сферы политического влияния. С 1959 по 1964 год - после того, как Далай-лама XIV Тенцзин Гятцо покинул страну, Панчен-лама Х Калзан Цеден (1938-1989) считался главой Тибета. Во время Культурной революции в Китае за резкую критику политики оккупации Тибета он был посажен в тюрьму, в которой провел болеедевяти лет. Тем не менее в 1978 году он вновь появился на политической арене и был избран вице-председателем исполнительного комитета Всекитайского собрания народных представителей.

В 1989 году, после смерти Панчен-ламы Х, начались поиски его преемника. Из-за конфликта между находящимся в изгнании Далай-ламой XIV и правительством Китая выбор и утверждение нового кандидата приобрели затяжной и противоречивый характер. 14 мая 1995 года Далай-лама XIV заявил о том, что из 30 представленных кандидатов он признает Панчен-ламой XI шестилетнего Гедуна Чоки Ньима, родившегося 25 апреля 1989 года. В ответ правительство Китая заявило о "незаконности и несостоятельности" данного выбора. Гедун Чоки Ньима и его семья были взяты под стражу, вывезены из Тибета и место их нахождения до сих пор остается неизвестным. В декабре 1995 г. китайские власти сообщили о признании Панчен-ламой XI собственного кандидата - шестилетнего Гялцена Норбу. С соответствующими почестями Гялцен Норбу был привезен в монастырь Таши-лунпо и возведен на трон Панчен-ламы, который он и занимает в настоящее время.

В нынешнем году прошло уже 20 лет с момента исчезновения Гедуна Чоки Ньимы, судьбой которого до сих пор глубоко обеспокоены многие тибетцы.

Эти тревоги постарался развеять Норбу Данцхаб, ответивший на вопрос Reuters. "Панчен-лама занимается своим образованием, живет нормальной жизнью, растет здоровым и не желает подвергать себя волнениям", - сказал китайский чиновник.

При этом Данцхаб осудил Далай-ламу за то, что тот объявил мальчика перевоплощением Панчен-ламы, подчеркнув, что такой выбор "проигнорировал обычаи, закрепленные историей, и нарушил религиозный ритуал".

"Идентификация была сделана без разрешения", - отметил чиновник, добавив, что это была незаконная акция, которая потому не имеет силы.

Как отмечает Rеuters, хотя китайские коммунистические власти, воспитанные в атеизме, постоянно утверждали, что Гедун Чоки Ньима не настоящий Панчен-лама, это не помешало им в 1995 году избрать Гьялтсена Норбу XI Панчен-ламой, что многие тибетцы восприняли как кощунство.

Далай-лама и власти КНР неоднократно вступали в конфликт из-за вопроса о праве определять перевоплощения в ламаистской иерархии. Тибетцы опасаются, что Китай будет использовать проблему преемственности далай-лам для разделения тибетского буддизма после смерти нынешнего духовного лидера Тибета.

"Независимо от того, что Далай-лама говорит или делает, признанные права центрального правительства к перевоплощению не могут отрицаться", - подчеркнул Норбу Данжуб.

В программном постановлении об успешной практике региональной этнической автономии в Тибете правительство КНР осудило Далай-ламу за призывы к независимости региона.

Далай-лама отвергает эти обвинения, подчеркивая, что он выступает лишь за подлинную автономию для Тибета, именуя это Срединным путем. Пекин же, со своей стороны, полагает, что такая формулировка является просто прикрытием для призыва к независимости.

Китайские войска были введены в Тибет в 1950 году. Защитники свободы Тибета обвиняют КНР в стремлении искоренить религиозную свободу и культуру в Тибете. Пекин отвергает эти обвинения, утверждая, что политика КНР покончила с крепостничеством в регионе и дала импульс к развитию отсталой области.