Представители Зарубежной церкви убеждены, что недавнее заявление Алексия II поставило переговоры двух Церквей и их объединение под угрозу ''Мы хотим единения на основе правды, а не на основе политических технологий'', - заявляет священник Игорь Шитиков
 
 
 
Представители Зарубежной церкви убеждены, что недавнее заявление Алексия II поставило переговоры двух Церквей и их объединение под угрозу
Архив NEWSru.com
 
 
 
''Мы хотим единения на основе правды, а не на основе политических технологий'', - заявляет священник Игорь Шитиков
Фото из архива о. Игоря Шитикова

"Независимая газета" (НГ) опубликовала сегодня пространное интервью со священником Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), настоятелем храма Святого мученика Андрея Стратилата в городе Санкт-Петербурге (штат Флорида, США) Игорем Шитиковым. Речь в нем идет о современном состоянии и перспективах переговорного процесса между Московским Патриархатом и РПЦЗ.

Как уже сообщалось, священноначалие Зарубежной церкви было серьезно озабочено заявлениями Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сделанными им в Москве на встрече с главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом. Предстоятель Русской православной церкви говорил о том, что настало время "юридически закрепить" права собственности РПЦ на монастыри, расположенные на территории Палестинской автономии в городах Хевроне и Иерихоне.

Эти обители, принадлежавшие РПЦЗ, были переданы Московскому Патриархату по распоряжению тогдашнего главы Палестинской автономии Ясира Арафата в 1997 и 2000 годах. Однако, как отмечает НГ, актом передачи то, что произошло, назвать трудно, поскольку сопротивлявшихся монахинь и священнослужителей Зарубежной церкви представители палестинской полиции и службы безопасности просто вытолкали за стены монастырей.

Из-за этого конфликта был прерван переговорный процесс между двумя Церквами, начавшийся в Германии в 1993 году. Переговоры возобновились только в 2003 году. В 2004 году Москву посетил первоиерарх РПЦЗ Митрополит Лавр (Шкурла). Это позволило представителям Зарубежной церкви надеяться, что монастыри, захваченные Московским Патриархатом на Святой земле, будут им возвращены. Предполагалось, что итогом нынешних переговоров станет сближение и, в конце концов, постепенное воссоединение двух ветвей русского православия. Но недавнее заявление Алексия II поставило переговоры двух Церквей и их объединение под угрозу.

Представитель РПЦЗ, архиепископ Берлинский Марк (Арндт), сказал в этой связи 2 февраля 2005 г. следующее: "Мы обойти молчанием такие заявления не можем. Это настроит всю нашу паству против переговорного процесса. Но если это недоразумение, то должно быть сделано соответствующее заявление… Я считаю, что если такое к нам отношение, то надо сейчас же прекратить переговорный процесс".

Между тем, по убеждению священника Игоря Шитикова, любые заявления персон такого ранга, как Патриарх Алексий II и Махмуд Аббас, - это не просто слова. Это сознательные заявления, преследующие определенные цели.

Как считает собеседник газеты, это заявление было сделано для оказания определенного нажима на РПЦЗ, чтобы представители Зарубежной церкви скорее принимали те или иные решения. Ведь переговоры между двумя Церквами дают определенную пробуксовку. По мнению Игоря Шитикова, при существовании таких серьезных протокольных организаций, как Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата и Канцелярия Патриарха, оговорки на столь высоком уровне просто не могут иметь места.

Вопрос имущества – особый вопрос, считает священник. В XX веке большевики отняли у Церкви храмы и монастыри. Эта собственность стала государственной, а теперь постепенно отдается Церкви. "Я не знаю, было ли возвращение государством церковного имущества передачей в собственность РПЦ или только в пользование. Но когда мы говорим об имуществе РПЦЗ, то твердо знаем, что это наша собственность", - подчеркивает Игорь Шитиков.

События в Палестине говорят о многом. Ведь речь идет не только об имущественных вопросах, но и о вопросах так называемого "сергианства", то есть наследия советского времени, сохранившегося в Московском Патриархате.

Сейчас много говорится о "сергианстве" и экуменизме (экуменическое движение – межхристианское движение различных Церквей и вероисповеданий, в основном протестантских и православных, стремящихся к взаимопониманию и единству. Объединено во Всемирном Совете Церквей, имеющем свою штаб-квартиру в Женеве, Швейцария. – прим. ред.) как об основных вопросах, которые разделяют две православные Церкви и препятствуют их единству.

От представителей Московского Патриархата часто приходится слышать, что "сергианство" было оправданием существования Зарубежной церкви. В одном из своих недавних интервью митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) сказал, что в тех условиях, которые сложились в Советской России, Церковь не могла существовать по-другому. Отсюда вывод, что "сергианство" как модель церковной политики вполне оправданно, отмечает собеседник "НГ".

"Конечно, мы очень внимательно следим за тем, что происходит в России. К сожалению, реликты советского прошлого видны и в церковной жизни. Например, почти все члены Синода – это иерархи того времени. И это говорит о многом. Наши старые иммигранты этого очень боятся", - говорит Игорь Шитиков.

Их опасения связаны с тем, что многие епископы и священники Московского Патриархата были проводниками советской политики внутри страны и за рубежом.

Например, из некоторых документов РПЦ, относящихся ко второй половине 1940-х годов видно, что в то время на различных уровнях было полное неприятие движение за экуменизм. Однако в 1961 году советское государство все-таки втянуло в него РПЦ.

По словам Игоря Шитикова, РПЦЗ убеждена, что Москве необходимо выйти из экуменического движения. Но парадокс заключается в том, что раньше в СССР Церковь к этому принуждали. А теперь этого нет, но выйти из него не так уж просто.

Выход РПЦ из экуменического движения является непременным условием, которое Зарубежная церковь выставляет на переговорах о воссоединении. "Это обусловлено тем, что экуменизм не согласуется с вероучением нашей Церкви. А представление о том, что в каждом христианском вероисповедании есть некая доля истины и только вместе они составляют единую истину, противоречит православному учению", - подчеркивает священник.

"Истина есть только у православных. Если не касаться богословских вопросов, а только миротворческих инициатив, то при чем здесь совместные моления и богослужения?" – риторически восклицает Игорь Шитиков.

Тем не менее он считает, что переговоры между двумя ветвями Русской православной церкви необходимы. Если посмотреть документы о положении Зарубежной церкви, то там ясно сказано, что она существует до тех пор, пока в России продолжаются гонения на православие. "После того как уйдут большевизм и советская власть, у нашей Церкви не будет никаких канонических обоснований дальнейшего существования. С этого и начались в нашей Церкви разговоры о воссоединении с Московским Патриархатом", - отмечает Игорь Шитиков.

Однако переговоры – это завершение диалога, когда подготовлена общая почва для воссоединения. Их нужно вести постепенно, с тщательной подготовкой. Сейчас же получается, что переговоры подготовлены не были, считает собеседник газеты.

В Германии несколько лет назад замечательно начинались исторические конференции. Приезжали представители духовенства из России и зарубежья, обсуждали, что объединяет, а что разъединяет представителей двух Церквей. Это был естественный процесс. Безусловно, нужно было провести несколько конференций, посвященных "сергианству". На них можно было бы обмениваться мнениями, высказывать свою точку зрения. Нужно было проводить богословские конференции о том, что такое экуменизм. Но этот естественный процесс общения был прерван какой-то внешней силой, которая стала толкать: "давай", "быстрей"! И получилось, что комиссия РПЦЗ на переговорах с Москвой занимается непонятно чем. То ли церковным единством, то ли богословскими вопросами "сергианства" и экуменизма.

"Да и каков результат этих переговоров? Вряд ли им можно назвать заявление митрополита Кирилла по вопросам "сергианства", а теперь и высказывание Патриарха Алексия II по имущественным вопросам... Все это очень тревожит и наше духовенство, и верующих!" – заявляет священник Игорь Шитиков.

Полный текст интервью