Талмуд предписывает евреям проводить праздничный день "в веселье". Это один из немногих праздников, когда иудеям разрешено употреблять крепкие напитки
 
 
 
Талмуд предписывает евреям проводить праздничный день "в веселье". Это один из немногих праздников, когда иудеям разрешено употреблять крепкие напитки
Архив NEWSru.com

Накануне вечером, после захода солнца, с наступлением по еврейскому календарю 14 дня месяца Адара, последователи иудаизма начнут отмечать Пурим (Праздник Жребия), установленный в память о спасении евреев от истребления, попытки которого были предприняты в Персидском царстве во время правления царя Артаксеркса (V в. до н.э.).

Подробно эти события изложены в книге Эсфирь (Эстер). Суть истории Эсфири заключается в том, что она стала женой Артаксеркса, скрыв свое еврейское происхождение. Единственный родственник Эсфири, Мардохей, раскрыл заговор против евреев и рассказал ей об этом. Заговор исходил от Амана, советника царя, который испытывал ненависть к евреям, унаследованную им от предков. Праведный Мардохей, будучи на службе у царя, отказался поклониться до земли Аману, поскольку так требовала от него вера. Это дало повод Аману убедить царя, что его иудейские подданные не были ему верны, и добиться согласия на их истребление за один день во всех концах царства. Чтобы решить, в какой день следует начать их истребление, Аман бросил жребий - пур (отсюда и название праздника), который выпал на 13 Адара. Но когда о заговоре царю рассказала его жена Эсфирь, последствия для Амана были самыми тяжелыми: под впечатлением от мужества жены, которая рисковала собственной жизнью, нарушая запрет самовольно обращаться к царю и признавая свое еврейское происхождение, царь казнил не евреев, а самого Амана. 13 Адара во всех городах Персидского царства евреи уничтожили своих врагов, а на следующий день устроили отдых и торжество в честь победы и избавления. Поэтому празднование Пурима проводится 14 Адара.

В синагогах 14 Адара во время утренней и вечерней молитвы читается свиток книги Эсфирь (Мегилат Эстер) и произносятся три благословения. Существует обычай при упоминании имени Амана во время чтения шуметь и бить в грегер - "колотушку Амана".

Кроме чтения свитка книги Эсфирь существуют еще три "обязанности" (мицвот), выполняемые в праздник Пурим: дарение подарков, подаяние бедным и праздничная трапеза. Чтобы выполнить предписание о подарках, каждый человек относит или посылает своим знакомым или родственникам мишлоах манот - два вида еды (как правило - сладости) или напитков. Подаяние принято давать, по меньшей мере, двум нуждающимся; кроме того, накануне праздника каждый жертвует в общину символическую сумму - "полшекеля" - как символ солидарности всего народа.

Талмуд предписывает евреям проводить праздничный день "в веселье". Это один из немногих праздников, когда евреям разрешено употреблять крепкие напитки.

Праздничная трапеза в этот период отличается обилием блюд и вин. Самое известное традиционное блюдо, связанное с Пуримом, - треугольные пирожки из сладкого теста с начинкой из мака и меда (хоменташен).

В Пурим устраиваются маскарадные шествия (в память о том, что под маской поступков скрывается Божественный умысел), костюмированные балы и шуточные представления. В средние века во время таких представлений сжигалось чучело Амана.

Поздравление единоверцам направил Главный раввин России Адольф Шаевич (Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России - КЕРООР).

Суть и аргументация предложения царского министра Амана, пишет Шаевич, комментируя смысл праздника, выглядела следующим образом: есть в персидской империи народ – "евреи, у которого своя религия, свои обычаи и который, хотя и разбросан по всей стране, с другими не смешивается. Именно поэтому этот народ весьма опасен. Избавиться от опасности поможет тотальное уничтожение еврейского народа. В этот день, известный только губернаторам провинций, специальные воинские части должны были начать погром, а довершить – "разъяренные граждане".

"В итоге справедливость восторжествовала, и вскоре советник был казнен. Пурим - праздник радости, праздник победы над врагом, планировавшим тотальное истребление еврейского народа - в этот день каждый еврей должен выполнить три праздничные "обязанности" (мицвот): дарение подарков, подаяние бедным и праздничная трапеза. Причем подарки отправляются чаще в виде сладостей родным и знакомым. Подать неимущим нужно не менее двух раз и к тому же внести пожертвование в синагогу.

Стол в этот праздник изобилует блюдами и винами. В синагогах 14 Адара во время утренней и вечерней молитвы читается свиток книги Эсфирь (Мегиллат Эстер). Существует обычай при упоминании имени Амана во время чтения шуметь и бить в грегер - "колотушку Амана". Проявление царской власти Б-га, высшее воплощение его беспредельной власти и мудрости, пронизывающее содержание "Мегиллат Эстер", мы находим в каждом событии нашей жизни", - подчеркивается в послании Адольфа Шаевича, опубликованном на сайте КЕРООР.

В Московской еврейской религиозной общине центр празднования находился в Московской хоральной синагоге, где было совершено чтение "Мегиллат Эстер", а затем состоялось представление клоунов и праздничное угощение.

В Московском еврейском общинном центре (МЕОЦ) в Марьиной Роще чтение свитка Эстер, повествующего об истории Пурима, совершил накануне вечером Главный раввин России Берл Лазар (Федерация еврейских общин России - ФЕОР), сообщает РИА "Новости". После официальной части в МЕОЦ прошли разнообразные веселые представления и розыгрыши, конкурс на лучший "Пуримский прикид" и праздничный концерт популярной российской рок-группы "Смысловые галлюцинации".

Сегодня утром в МЕОЦ также был прочитан свиток Эстер, после чего там прошел детский праздник с пуримским карнавалом, викторинами, подарками и угощением.

По словам Берла Лазара, два обычая Пурима прямо противоположны обычному поведению евреев. Это пуримский карнавал, когда надеваются смешные, нелепые костюмы и маски, и "пуримская выпивка", когда празднующие доводят себя до такого состояния, чтобы уже не отличить Амана (главного злодея пуримской истории) от Мордехая (главного героя).

Пурим - время отбросить все формальные условности и повседневные маски. "На один день мы позволяем себе полную свободу от ограничений, налагаемых обществом, чтобы раскрыться по-настоящему, показать свою настоящую любовь друг к другу. Ту любовь, которая выше разума", - отметил Лазар, комментируя смысл праздника.