"Для подлинного улучшения ситуации, реального прогресса" в отношениях между Ватиканом и Московским Патриархатом "требуются не слова, не заявления, а реальные дела", считает Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Об этом он заявил в интервью агентству "Франс-Пресс", текст которого опубликован сегодня на официальном сайте Русской православной церкви (РПЦ).
"Со стороны Ватикана неоднократно звучали как заверения в братских чувствах к Русской православной церкви, так и осуждение прозелитизма и унии как средства поисков единства", - напомнил Патриарх, отметив, что все это "к реальному улучшению общей ситуации пока не привело". Осудив практику католического прозелитизма в России, Алексий II подчеркнул, что РПЦ "никогда не препятствовала пастырской деятельности католического духовенства, окормляющего свою традиционную паству".
Однако сейчас в России и других странах СНГ, по его словам, "действуют десятки католических миссионерских орденов", чьей "подлинной целью является не духовное попечение о своих верующих, а обращение в католицизм населения, принадлежащего к православной традиции по рождению, крещению, воспитанию, образованию и культуре, по историческому преемству". При этом предстоятель отметил: "католические миссионеры действуют в стране с тысячелетней христианской традицией, не утруждая себя учетом мнения" РПЦ, "фактически игнорируя ее присутствие на ее собственной канонической территории".
Оценивая ситуацию на Западной Украине, Алексий II констатировал, что там "сотни тысяч православных верующих находятся в положении гонимого меньшинства", в то время как греко-католики "идут на обострение ситуации, развивая свою религиозную экспансию на традиционно православные Юг и Восток Украины".
Патриарх выразил беспокойство попыткой украинских греко-католиков перенести свою главную кафедру из Львова в Киев и повысить свой церковный статус "до уровня патриархата", пытаясь таким образом "утвердить унию там, где ее исторически никогда не существовало". Патриарх отметил, что "от позиции Ватикана зависит дальнейшее развитие ситуации" и выразил надежду, что "здравомыслие и добрая воля католического руководства не допустят ее окончательного ухудшения".