Слух о том, что глава Чеченской республики может называться имамом вызвал бурную реакцию в российском обществе. По этому поводу высказались сопредседатель исполкома Межрелигиозного совета СНГ, директор Международной исламской миссии муфтий Шафиг Пшихачев, известный российский исламовед Роман Силантьев, а также представители политических партий страны.
Муфтий Шафиг Пшихачев считает, что глава современной Чечни не может именоваться имамом.
"Слово "имам" переводится с арабского языка как "руководитель", но исторически сложилось так, что этот термин всегда имел отношение именно к религии", - сказал Ш. Пшихачев порталу "Интерфакс-Религия".
Комментарий муфтия последовал после того, как Рамзан Кадыров заявил накануне, что хочет перестать называться президентом Чечни, поскольку он убежден, что в России только один государственный деятель имеет право называться президентом. По его мнению, в стране следует прекратить "парад региональных президентов".
В Грозном тем временем обсуждаются различные варианты названия должности руководителя Чеченской Республики, заявил пресс-секретарь президента ЧР Альви Каримов. "Для Кадырова приемлемо любое название, не противоречащее Конституции России и ЧР", - сказал он, отвечая на вопрос "Интерфакса". На вопрос, может ли должность называться "имамом", он ответил, что "не видит в этом противоречия основному закону".
Однако по словам муфтия Ш. Пшихачева, долгое время представлявшего северокавказский муфтият в Москве, на протяжении истории имам чаще всего воспринимался как руководитель коллективных молитв: не случайно руководители местных мусульманских общин называются имамами.
Имамом называл себя в XIX веке Шамиль, "но он практически был руководителем теократического государства", отметил Ш. Пшихачев. "В современном же светском государстве, каким является Россия, такое название руководителя региона недопустимо", - считает муфтий.
С какой буквы будут писать слово имам
Переименование президента Чечни в имама вызовет настороженную реакцию мирового исламского сообщества, считает автор многочисленных книг по истории ислама в России Роман Силантьев, ообщает портал "Интерфакс-Религия".
"Идея, высказанная пресс-секретарем Кадырова, оригинальна, причем особенно в свете происхождения слов "президент" и "имам", то есть "председатель" (впереди сидящий) и "предстоятель" (впереди стоящий). Исходя из этой логики, в России должен быть один предсидящий и один предстоящий, причем предстоящим будет именно Кадыров", - предположил Р. Силантьев в интервью агентству.
Он напомнил, что титул имама на Кавказе уже имел место быть - это был имам Шамиль. "Титул имама в его случае практически соответствовал титулу своего рода "минихалифа", или, как сейчас тот же титул именуют ваххабиты, амира, то есть лица, воплощающего всю полноту светской и духовной власти", - сказал исламовед.
"Однако тот, кто воплощает полноту светской и духовной властей, это имам с большой буквы, и если Кадыров решит стать имамом с маленькой буквы, то автоматически попадет в число подчиненных пожизненного муфтия своей республики Султана Мирзаева", - отметил собеседник агентства.
Если же Р. Кадыров, продолжил он, "решится стать имамом с большой буквы, то, надо полагать, таким образом он объявит себя неким преемником имама Шамиля, и, если он приобретет те же полномочия, что имам Шамиль, то мы получим на территории России локальный халифат с очень интересными вытекающими отсюда последствиями".
По мнению Р. Силантьева, эта идея вызовет "немалый резонанс в мировом суннитском сообществе, которое очень ревностно относится к идее возрождения халифата". Как пояснил он, глава халифата по определению может претендовать на духовное и политическое лидерство во всем суннитском мире и "как минимум на пост главы мусульман России".
Российские политики об идее переименования
Вот как прокомментировали идею с переименованием должности президента представители различных политических партий России.
"Имам - лицо духовное у мусульман, но у нас светское государство. При всем уважении к представителям различных религиозных конфессий нельзя допустить, чтобы главы регионов Российской Федерации именовались как духовные лица", - сказал "Интерфаксу" первый зампред комитета Госдумы по законодательству Владимир Груздев (фракция "Единая Россия").
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов также считает неправильным назвать главу Чечни имамом.
"При принятии решения о том, как должны именоваться главы национальных республик, бесспорно, надо учитывать их национально-культурные традиции, но помнить при этом, что у нас светское государство", - сказал он.
Такую же позицию высказал и лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин, отметив, что "такие рекомендации были бы грубейшим нарушением принципом устройства современной России как светского государства".
Лидер ЛДПР, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский полагает, что для принятия такого решения Чечня должна быть провозглашена исламской республикой. Впрочем, добавил он, чеченские власти могут "неформально назвать главу республики имамом, однако по Конституции это все-таки должен быть глава республики". Равно как в Дагестане, например, неформально руководитель республики может называться эмиром, что по-русски означает начальник, добавил политик.
Сопредседатель партии "Правое дело" Леонид Гозман категорически не приемлет названия "имам". "Все эти имамы, эмиры и ханы - это из другого столетия. У нас сейчас XXI век, и Россия - светское государство", - сказал он.
В то же время он предположил, что Р. Кадыров хотел бы именоваться имамом. "Думаю, они предлагают то, что он хотел бы услышать", - полагает собеседник агентства.
В свою очередь глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева сомневается, что российские власти согласятся с изменением названия должности главы Чеченской республики с "президента" на "имама".
"Чтобы у нас, в светском государстве, была республика, возглавляемая духовным лидером, имамом? Это противоречит Конституции", - сказала она.