Новому президенту Ватиканского банка Эрнсту фон Фрайбергу не нравится, когда его называют банкиром Всевышнего. Он считает закрепившееся за ним в некоторых СМИ прозвище неверным и глупым. Тем не менее он согласен с тем, что выполняет миссию, возложенную на него Богом, и видит свою задачу в том, чтобы пролить свет на темные стороны имиджа Института религиозных дел (таково официальное наименование банка) и построить его работу на основе полной прозрачности и соблюдения международных стандартов борьбы с негативными проявлениями в финансовой деятельности, сообщает Reuters.
54-летний юрист из Германии фон Фрайберг приступил к новым обязанностям четыре месяца назад. Это время он занимался мониторингом счетов клиентов банка, которых в IOR насчитывается 19 тысяч. Из них 5200 принадлежат католическим организациям и 13 тысяч 700 - частным лицам (например, сотрудникам Ватикана, дипломатам, аккредитованным при Святом престоле). Клиентов обслуживают 112 сотрудников. Это один из самых маленьких банков мира.
В управлении банка находятся активы общей суммой 7,1 миллиарда долларов. Получаемая прибыль в 114,3 миллиона долларов направляется на поддержку деятельности католической церкви и ее структур во всем мире.
"Я получаю отчет о каждой подозрительной операции раз в неделю и расследую все подобные случаи, проходящие через систему", - заявил фон Фрайберг в интервью журналистам, которое он давал сидя под живописным полотном, иллюстрирующем евангельское предание о динарии кесаря. Провозглашаемый в нем духовный закон - "Богу - Богово, кесарю - кесарево" - служит для фон Фрайберга своего рода руководством для его деятельности.
По его словам, внутренняя проверка проходит очень хорошо и позволяет укрепиться в убеждении, что обладателей счетов банк действительно желает видеть среди своих клиентов.
Отвечая на вопрос, что бы он стал делать, обнаружив, что обладатель счета подозревается в ненадлежащей деятельности, фон Фрайберг ответил: "Я бы заблокировал счет и сообщил об этом в FIA (финансовую разведку Ватикана), независимо от того, кем является держатель счета". О терпимости речь здесь не идет, подчеркнул он.
Фон Фрейберг, смеясь, говорит, что не считает себя "добровольным шерифом", но, будучи президентом, он несет ответственность за вверенный ему институт, что включает в себя ответственность перед законом.
В недавнем интервью Радио Ватикана он заявил, что его "главной заботой сегодня является репутация", и рассказал, что представлял себе работу в Ватиканском банке совсем иначе.
"Я думал, что должен буду сосредоточиться на том, что называют "чисткой" или "наведением порядка" в аномальных счетах. Но до сих пор мне ничего такого обнаружить не довелось".
Основной своей задачей фон Фрейберг в настоящее время считает коммуникацию. Он приводит пример зарождения слухов вокруг Ватиканского банка: говоря об отчете Отдела финансовой информации Святого престола, журналисты указывают на "шесть нарушений". Однако в отчете речь идет не о нарушениях, а о "подозрительных случаях".
Президент IOR считает это чрезвычайно позитивным моментом, поскольку обнаружение таких случаев означает нормальное функционирование системы внутреннего мониторинга, который позволяет осуществлять тщательную проверку всех трансакций.
Фон Фрайберг решительно опровергает наличие в банке "зашифрованных" счетов. С 1996 года это даже технически невозможно.
Комментируя обвинения в адрес Института религиозных дел, Эрнст фон Фрейберг пояснил, что банковская прозрачность - явление относительно новое. Еще 15 лет назад финансовые учреждения всего мира действовали на основе банковского секрета, и Ватиканский банк на их фоне ничем не выделялся. Затем, особенно в период кризиса, развернулись дебаты по поводу неразглашения и прозрачности, а Институт религиозных дел оставался в стороне и приспособился к новым правилам с опозданием. Но 15 лет назад его деятельность полностью соответствовала стандартам тех времен.
"Я считаю, что мы являемся хорошо управляемым и достойным финансовым институтом", - утверждает фон Фрайберг. Единственное упущение - недостаток коммуникации: "Каждый член католической церкви в любом уголке мира должен быть детально проинформирован об этом учреждении".
Первым шагом станет ежегодный отчет Института религиозных дел, который впервые будет опубликован 1 октября на сайте Института.
"Я мечтаю, чтобы наша репутация заставила людей поменьше думать о нас, - сказал он. - И пусть при слове "Ватикан" люди не думают об Институте религиозных дел, а слушают слова Папы".